10.1.4 Выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд

Подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 ГК РФ).

Для выделения отношений по выполнению подрядных строительных работ для государственных нужд в специальный параграф 5 гл. 37 ГК РФ имеются определенные основания. К ним, в частности, относят: специальную цель—удовлетворение потребностей Российской Федерации или ее субъекта; источники финансирования — за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников; особую правовую форму — государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд, для заключения которого необходим государственный заказ1.

602

Кроме параграфа 5 гл. 37 ГК РФ, источниками правового регулирования являются специальные правовые акты, принятые Правительством РФ1. Предусмотрено принятие закона о подрядах для государственных нужд (ст. 768 ГК РФ).

Порядок создания и организация деятельности юридических лиц, выполняющих функции государственных заказчиков-застройщиков, установлен в Постановлении Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. № 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре"2. Исполнительные органы власти, организующие строительство объектов капитального строительства, для выполнения функций заказчика-застройщика создают юридические лица в форме подведомственных им федеральных унитарных государственных предприятий — "Объединения единого заказчика"3.

Установлено, что министерства, ведомства и другие государственные заказчики строительства и ввода в действие мощностей и объектов для государственных нужд и предусмотренных целевыми

603

республиканскими программами, финансируемыми из республиканского бюджета Российской Федерации, могут заключать договоры на инжиниринговые услуги по организации строительства с объединениями акционерных обществ, концернами и корпорациями по мощностям и объектам, строительство которых осуществляется за счет государственного инвестиционного кредита. Договоры заключают непосредственно предприятия-заказчики1.

Сторонами в государственном контракте могут быть и граждане. Это положение ранее не было свойственно российскому гражданскому законодательству. Теперь для граждан установлены равные условия. Они могут быть объявлены победителями конкурсов. С победителем конкурса заключение контракта для государственного заказчика обязательно. С подрядчиком заключать государственный контракт необязательно за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (при условии возмещения подрядчику всех убытков, связанных с выполнением работ по государственному контракту). Предусмотрен судебный порядок понуждения к заключению контракта уклоняющейся стороны.

Проект государственного контракта разрабатывает государственный заказчик. В проект должны быть включены все существенные условия. Их перечень установлен в ст. 766 ГК РФ. К существенным условиям относятся объем и стоимость работ, сроки их начала и завершения, способы обеспечения исполнения обязательств сторон (неустойка в виде штрафа и пеней). Кроме договорной неустойки, обязательства обеспечиваются законной неустойкой2 по обеспечению основного обязательства — сроков выполнения работ. Взыскиваются пени за каждый день просрочки выполнения работ в размере одной тысячной части за каждый день просрочки до фактического их завершения. Кроме этого, сверх неустойки в полном размере могут быть взысканы убытки.

Одной из гарантий выполнения государственного заказа на строительство объектов является положение о том, что в случае консервации или временного прекращения строительства такого

604

объекта заказчик, отказавшийся от финансирования стройки, обязан, если иное не предусмотрено государственным контрактом, компенсировать затраты другим участникам строительства1.

В случае нарушения установленных государственным контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов может быть приостановлено бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения. При наличии в этом вины подрядчика он уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации).

605


1 Брагинский М.И. Договоры подряда. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Комментарий к ГК РФ.- Москва, 1997.- С. 40.
1 Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812; Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация и Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 // Собрание законодательства Российской Федерации.— 1995.—№ 28.— Ст. 2669; Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1994.- № 13.— Ст. 996; Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Госкомимуществом России и Минстроем России 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7. Специально урегулированы отношения, связанные с государственным оборонным заказом//См.: Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"//Собрание законодательства Российской Федерации.—1996.— № 1.— Ст. 6 (не рассматриваются как не имеющие прямого отношения к деятельности Торговых организаций).
2 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.—1988.— № 7.-С. 24.
3 См., например, приказ МВД России от 5 августа 1996 г. № 428."Об утверждении Устава Объединения единого заказчика МВД России".
1 См. п. 1 постановления Госстроя России от 3 июня 1993 г. № 18-19 "О сопровождении государственных инвестиционных программ"//Российские вести.-1993.- 8 июля.- № 129.
2 См.: Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812.
1 См.: Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ 21 марта 1994 г. № 220.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования