2.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ТОРГОВЛЕ

Контроль за сферой торговли и общественного питания, за предоставлением услуг заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил и в первую очередь в области защиты прав потребителей; в надзоре за соблюдением требований законодательных актов, регулирующих отношения между государством и коммерческой структурой, включая федеральные и региональные

70

правила торговли, налоговое, антимонопольное, таможенное, санитарно-эпидемиологическое, противопожарное и другое законодательство.

Функции государственного контроля возложены на многие федеральные органы исполнительной власти, а также на региональные и специальные органы, которые правомочны проверять производственную и хозяйственную деятельность организаций по различным направлениям. К их числу относятся:

  • Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;
  • правоохранительные органы и др. (схема 1-1).

Основными задачами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) являются:

  • государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления;
  • деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля Госторгинспекции являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие или производящие товары.

Госторгинспекции подчинены территориальные управления, которые:

  • проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии — качества продукции у изготовителя;
  • осуществляют контроль в организациях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

71

Схема 1-1

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ТОРГОВЛЕ

 
  • контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
  • приостанавливают реализацию товаров, качество которых не соответствует обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
  • координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
  • рассматривают заявления и жалобы граждан на качество товаров, на нарушения в работе торговых организаций, организаций общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом и изготовителем.

72

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) решает возложенные на него задачи непосредственно и через создаваемые им территориальные органы управления.

Основными задачами этих территориальных органов управления в области торговли, в частности, являются1:

  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе.

В соответствии с основными задачами территориальные управления:

  • обеспечивают защиту прав потребителей;
  • осуществляют сбор, обработку и анализ статистической отчетности по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, вносят предложения в МАП России по совершенствованию форм статистической отчетности;
  • взаимодействуют с органами власти всех уровней и общественными объединениями по вопросам защиты прав потребителей, разрабатывают предложения по совершенствованию этой работы;
  • анализируют направления развития системы государственной и общественной защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях;
  • участвуют в создании системы оперативного обмена информацией об опасных потребительских товарах;
  • оказывают методическую помощь учебным заведениям в организации изучения основ законодательства о защите прав потребителей;
  • участвуют в организации и проведении социологических исследований по вопросам защиты прав потребителей;
  • осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе и т.д.

Территориальные органы управления, в том числе, вправе:

  • давать обязательные для исполнения предписания коммерческим и некоммерческим организациям (их объединениям); территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, в том числе об изменении или отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации; изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) о прекращении нарушений прав потребителей; рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям в части соблюдения законодательства о рекламе;

73

  • в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы и административные взыскания на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, граждан, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного- самоуправления; изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров (работ, услуг) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей; и др.;
  • обращаться в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства;
  • обращаться в суд для защиты прав потребителей в случаях обнаружения нарушений их прав;
  • направлять материалы о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, а также о нарушении прав потребителей в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении ее действия или об отзыве лицензии;
  • направлять в соответствующие правоохранительные органы и органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
  • заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (работ, услуг) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Вопросы санитарного состояния организаций потребительского рынка контролирует Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпидслужба России).

В систему Госсанэпидслужбы России входят Министерство здравоохранения Российской Федерации (департамент по

74

государственному санитарно-эпидемиологическому надзору); федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте;

центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения министерств и ведомств, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующих объектах, а также на обслуживаемых территориях;

государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора органы, входящие в службу, "и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий:

  • принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;
  • осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • выдают санитарно-эпидемиологические заключения;
  • организуют и осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • выявляют и устанавливают причины и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека1.

75

Контроль за торговлей и общественным питанием осуществляют также правоохранительные органы. Работники милиции при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую, посредническую и другие виды коммерческой деятельности, имеют право:

  • проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
  • изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые документы, а также образцы сырья и продукции;
  • опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
  • проводить контрольные закупки;
  • требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • получать от должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
  • приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность организаций торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случае неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;
  • выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;
  • оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей;
  • изымать, конфисковывать (по решению суда) из продажи товар, торговля которым запрещена1.

Контрольными функциями обладает также Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации, Должностные лица службы пожарной безопасности имеют право проводить обследования и проверки производственных, торговых, складских и других помещений и строений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, транспортных средств, открытых

76

площадок, территорий, оборудования и технологических процессов на предмет обязательного соблюдения требований пожарной безопасности, установленных законодательством.

Собственники имущества, организации, их руководители и должностные лица должны выполнять установленные требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору и иных уполномоченных лиц Госпожарслужбы России.

Торговые предприятия подлежат государственному контролю и со стороны Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).

Главная задача ФСНП России — выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Налоговые полицейские имеют право при проведении проверок беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые помещения независимо от их форм собственности и места нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.

ФСНП России осуществляет следующие основные функции1:

  • определяет основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов; обеспечивает исполнение федеральными органами налоговой полиции федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ;
  • разрабатывает и реализует во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с преступностью в сфере экономической деятельности;
  • организует и осуществляет выявление юридических и физических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговые органы, а также не представляющих в эти органы налоговые декларации и иные документы;
  • проводит прием граждан, принимает, регистрирует и рассматривает их заявления, жалобы, сообщения и иную информацию;
  • организует и осуществляет в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота товаров (продукции), облагаемых акцизами.

77


1 См.: приказ МАП России от 17 ноября 1999 г. № 441 "Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России"//Российская газета.- 2000.- 1 марта.
1 Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2000.- № 31.— Ст. 3295.
1 См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции"//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.— 1991.—№14.-Ст. 1666.
1 См.: Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 39.— Ст. 4590.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования