РАЗДЕЛ IV
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

847

848

Глава 16
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


16.1. ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ И КАКОВЫ ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

Важнейшей функцией торговой организации и производителя продукции становится оперативный учет запросов потребителей с моментальными действиями по их реализации. Доступ к рынкам в режиме реального времени — насущная потребность. Рыночная экономика становится более гибкой, оперативной и вместе с тем глобальной, охватывает все пространство земного шара. Следовательно, доступ к рынкам в реальном времени должен все дальше развиваться и расширяться с помощью единого кибернетического пространства для надлежащего обслуживания производства и обращения товаров. Основу глобального кибернетического пространства составляют вычислительные сети различного уровня и прежде всего Интернет.

Интернет — это огромное количество компьютеров, соединенных каналами передачи данных, а точнее — совокупность серверов. Гигантский информационный ресурс Сети достигается тем, что любой человек, сидя за своим компьютером, за считанные секунды и без особого труда может получить информацию, находящуюся от него за сотни тысяч километров. Все это возможно благодаря "умным" узлам Сети, направляющим запрос пользователя по цепи к адресату. Обычно такие узлы находятся у провайдеров — компаний, имеющих каналы передачи данных и предоставляющих доступ к ресурсам Сети для получения информации из Интернета. Эта информация, как правило, бесплатна, затраты нужны лишь на услуги провайдера.

Мощный толчок к развитию Интернет получил с появлением и распространением Всемирной паутины (World Wide Web — www).

849

Интернет стал превращаться в общедоступную систему массового информационного обслуживания. Каждый месяц к сети подключаются до 350 тысяч новых пользователей. В настоящее время число пользователей Интернет в мире составляет около 300 млн,человек. Только в США насчитывается ПО млн пользователей сети, В развитых европейских странах — около 80 млн, до 60 млн — в странах Азии. По мнению специалистов, к числу пользователей Интернета можно отнести человека, который в среднем хотя бы один раз в течение рабочего дня или ночи использует доступ к Интернету — неважно, была, это электронная почта или онлайновый доступ1. В 1996 году было всего 40 млн пользователей. Ожидается, что в 2005 году число людей, регулярно выходящих в Сеть, превысит один миллиард2. По разным оценкам в России сейчас насчитывается от 2,5 до 6 млн пользователей Интернета, т.е. 2—4,5% населения3. Естественно, что из всех регионов страны по количеству пользователей первое место занимает Москва. Здесь сосредоточена пятая часть от их общего числа.

Аудиторию Интернета можно условно разделить на три группы: пользователи, провайдеры и граждане или фирмы, размещающие информацию в Интернете. Провайдеры — это скелет Интернета. Обычно это телекоммуникационные компании, владеющие каналами передачи данных или арендующие их. Провайдеры предоставляют услуги доступа в Интернет по-разному. Наиболее распространенный способ — по телефонной линии посредством модема. Это самый дешевый, но и самый медленный способ. Второй способ доступа в Интернет — посредством выделенных каналов: пары проводов, постоянно соединенных с Сетью. Этот способ более быстрый, но и более дорогой. Часто провайдеры именно таким образом связываются с каким-либо оператором связи — участником Интернета. С помощью "умных" компьютеров они делят этот канал между модемными пользователями. Третий способ похож на второй — это радиодоступ, только вместо проводов — антенна. Скорость работы канала передачи данных измеряется в бит/сек. Модемная связь по телефонной линии может передавать с максимальной скоростью 57 Кбит/сек, в то время как по выделенным каналам и радиодоступу скорости могут достигать 1 Гигабит/сек4.

850

Возможности www существенно увеличатся после ввода в действие в ближайшее время подводной кабельной связи протяженностью 38 тыс. км, которая соединит Европу, Азию, Африку и Австралию. Эта линия состоит из двух кабелей, пропускная способность которых составит примерно 20 Гигабайт/день1 (примерно 13 млн страниц формата А4). В дальнейшем эту пропускную способность предполагается увеличить в четыре раза, т.е. до 52 млн страниц. Развиваются также спутниковые сети прямого доступа в Интернет. В Российской Федерации в марте 2000 года было объявлено о начале реализации проекта по высокоскоростному подключению к Интернету через спутник. Спутниковый Интернет обеспечивает частным пользователям скорость получения информации, в 20 раз превышающую скорость обычного соединения. Пользователи Европейской части России получают доступ ко всем мультимедийным ресурсам Сети. Масштабная эксплуатация спутниковой системы началась в мае 2000 г., а к 2002 г. планируется предоставить услуги телевидения и мультимедиа более чем полумиллиону российских семей.

Ведущие страны мира придают огромное значение развитию своих национальных компьютерных сетей как основе дальнейшего динамичного развития экономики. В мире идет жесткая конкурентная борьба за право поставлять сетевой инструментарий и средства телекоммуникаций и обслуживать их. Впечатляет динамика увеличения объема рынка продуктов информационных технологий (ИТ): в 1998 г. он достиг 758 млрд дол., темпы роста — до 30% в год. Ожидается, что в 2002 г. объем продаж ИТ превысит 1 трлн дол., а в 2008 г. — 2 трлн дол. Это самостоятельный бурно развивающийся рынок. Прогнозируется, что к 2010 г. доля занятых в секторе информационных технологий в развитых странах может превысить 50 %2.

Рынок необходимых программ оценивается в сотни миллиардов долларов в год, и сегодня он заполнен всего на 30—40%. Информационные технологии, по сути, тянут вперед всю экономику3. Уже сейчас компьютеры контролируют всю хозяйственную деятельность, финансы, транспорт, телекоммуникации. В ближайшем будущем они будут главным инструментом и в торговле. Не случайно одним из шести приоритетов, сформулированных Правительством РФ в прогнозе на 2010 г., является "новая экономика", куда входит

851

развитие информационных технологий и Интернета1. Приоритетное развитие отечественных информационных и телекоммуникационных технологий, спутникового телевидения, Интернета должно способствовать многообразию информационного рынка и обеспечивать техническое совершенствование национальных телекоммуникационных сетей и их подключение к глобальным информационным ресурсам, к мировой торговле.

Глобальные сети Интернета позволяют проводить все необходимые рыночные процедуры, а именно: заключать оптовые и розничные торговые сделки, проводить сделки без посредников, выполнять все виды финансовых транзакций, в том числе по специальным сетевым картам. Применение глобальных коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни привело к возникновению таких новых экономических и правовых явлений, как экономика в режиме реального времени (on-line economy) и электронная коммерция (electronic commerce). Все это, естественно, приводит к быстрым и значительным изменениям в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности. Ожидается дальнейшее улучшение информационной представительности рынков. Покупатели и продавцы практически мгновенно получат информацию о ценах, качестве и условиях поставки товаров, предлагаемых различными конкурирующими фирмами. Свободный доступ к рыночной информации, доступность новых потенциальных клиентов и новых видов продукции позволит успешнее конкурировать малым и средним предприятиям.

Специалисты прогнозируют, что в первое десятилетие третьего тысячелетия около 90% торгового оборота будет осуществляться через электронный интерактивный рынок, доступ к которому станет возможным практически в реальном масштабе времени, из любой точки планеты, где имеется провайдер Сети. Бурное развитие интернет-технологий и электронной коммерции может привести к качественному изменению всей системы экономических отношений и переделу сфер влияния в мире.

Какие преимущества получают торговые организации при использовании Интернета?

Во-первых, возможности опубликования рекламной и прочей информации. Распространение информации по Интернету в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле распространения по почтовой связи. Факсимильная передача документа в 42 страницы из Оттавы —

852

столицы Канады в Токио — столицу Японии занимает 31 минуту и стоит 24,49 дол., а по Интернету — всего несколько минут при стоимости 2,11 дол. Значительное увеличение оперативности получения информации, особенно при международных операциях, снижает затраты, связанные с обменом информации, за счет использования более дешевых средств коммуникаций. Все это позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о товарах и услугах.

Во-вторых, очень часто изменения в политике цен и предлагаемой продукции происходят быстрее, чем появляется реклама в средствах массовой информации. В результате реклама оказывается бесполезной и убыточной. При использовании Интернета содержание информации и рекламы может быть изменено столько раз, сколько это необходимо. Это свидетельствует о гибкости и оперативности рекламы, помещаемой в Интернет. Бесплатная информация в Сети, естественно, пользуется большей популярностью у заказчиков, нежели предоставляемая за деньги, поэтому на таких страницах в Интернете много сведений рекламного характера. Без рекламы владелец бесплатного ресурса просто не смог бы содержать свой сайт. Платная информация, напротив, редко изобилует рекламой.

В-третьих, Интернет предоставляет клиентам возможность базового доступа в магазин, выставочный салон, на склад и оптовую базу, в другие торговые организации для ознакомления с продаваемым товаром, его выбора и заказа.

В-четвертых, Интернет используется для интерактивного взаимодействия с клиентом, который может проводить все торговые операции по покупке товара, в том числе и оплату. В западных странах получили широкое распространение виртуальные магазины, которые ведут все дела с клиентами через Интернет. Часто товары в Интернете дешевле, чем в обычных магазинах, так как фирмы не тратят деньги на содержание торговой точки и обслуживающего персонала.

В-пятых, торговые организации могут пользоваться финансовой и товарной информацией в режиме реального времени, используя для этого стандартный набор технических средств при создании своего web-сайта или web-сервера и относительную дешевизну каналов связи.

В-шестых, компьютерные системы в Интернете способны обеспечивать связь и обслуживание клиентов 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Причем заказы на продукцию могут приниматься не только в любое время, но из любого места планеты.

В-седьмых, посетить несколько интернет-магазинов, расположенных в разных городах и странах, намного проще, чем обычные

853

торговые точки в одном районе города, а если не удалось найти нужный товар, то можно оставить заказ. Хорошо организованный интернет-магазин имеет отлаженную систему информационной поддержки, сведения о товаре выдаются в одно касание, а покупатель имеет возможность рассмотреть несколько вариантов, сравнить их и сделать правильный выбор, что непросто сделать даже в обычном магазине.

Таким образом, Интернет позволяет торговым организациям уменьшить издержки, связанные с рекламой и реализацией продукции, расширить рынок сбыта и в конечном счете увеличить объем продаж. Не случайно всемирная торговля в Интернет, по прогнозам специалистов, увеличится в ближайшие пять лет более чем в 10 раз и составит до 7 трлн дол. Другими словами, объем так называемой электронной торговли уже в эти годы составит около 9% всего объема мировой торговли товарами и услугами1. Электронная торговля кардинальным образом изменит методы ведения коммерческой и хозяйственной деятельности и отношения торговых организаций с клиентами. Использование интернет-технологий в электронной торговле позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам. Она может легко и быстро информировать партнеров и клиентов о новых продуктах и услугах. Интернет может предложить электронную почту, видеоконференции, базы данных и многое другое, необходимое в сегодняшней высокотехнологичной жизни.

Для торговой организации Интернет — не просто способ общения или экономии денег. Он формирует новое мышление, способствует получению более прогрессивного имиджа организации на рынке, как в своей стране, так и за границей. Использование Интернета является доказательством способности организации к развитию и ее современности. Чем раньше торговая организация подключится к Интернету, тем больше у нее шансов успешно развиваться и процветать.

854


1 См.: Мой компьютер.- 2000.- № 30-31.- С. 21.
2 См.: Планета Интернет.— 2000, июнь.— С. 18.
3 Там же.-С. 17.
4 См.: Экстра М.- 2000.- № 27 (415).- С. 24.
1 См.: Российская торговая энциклопедия. Том 1.— М., 1999.— С. 166.
2 См.: Независимая газета - Наука. -2000.- 22 ноября.- № 10.- С. 4.
3 См.: Российская газета.- 2000.- 17 ноября.- № 221.- С. 2.
1 См.: Планета Интернет.— 2000, июнь.— С. 18.
1 См.: Галкин С.Е. Бизнес в Интернете.- М.: Центр, 1998.- С. 19.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования