17.1.3. Правосознание субъектов правоотношений в Интернете

Правоотношения предполагают, что субъекты, в нашем случае — провайдеры и пользователи, обладают соответствующим правосознанием, которое можно традиционно классифицировать (схема IV-4). Каково оно на данном этапе развития Интернета? Особенности правосознания, естественно, тесно связаны с профессиональной деятельностью первых разработчиков Интернета. В последнее время преобладает обыденное (эмпирическое) правосознание, которое складывается стихийно, самопроизвольно. Оно нашло свое выражение в саморегулировании Интернета. Это практическое правосознание, когда чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Обыденные представления о праве ограниченны, поскольку находятся в рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание хаотично. Наряду с правильными воззрениями могут уживаться и ошибочные взгляды и представления о юридических явлениях. Это и естественно, поскольку разработчики Интернета, а сейчас и основная масса провайдеров и пользователей не имеют специальной юридической подготовки.

Схема IV-4

 

Актуален вопрос о теоретическом правосознании, которого фактически нет. Оно только начинает формироваться на базе научных исследований и должно выражаться в специальных понятиях, категориях, идеях и концепциях, отражающих юридические явления, проявляющиеся в процессе использования Интернет в различных сферах общественных отношений. Безусловно, предпосылкой теоретического правосознания является правосознание обыденное, поскольку знанию систематическому, научному предшествует знание случайное, эпизодическое, частичное.

887

Профессиональное правосознание заключается в доскональном знании правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами в процессе использования Интернета, в правильном подходе к рассмотрению проблем международного частного права, применимого права и его содержания. Профессиональное правосознание тесно связано как с традиционным законодательством, так и с законотворческим процессом принятия нового массива нормативных актов, которыми будут регулироваться эти правоотношения, а также с появлением практикующих юристов, специализирующихся в этой сфере экономики. Назревает необходимость подготовки и особенно переподготовки работников правоохранительных и правоприменительных органов — судей, прокуроров, следователей, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов и др. Координаторами этой работы должны выступить Министерство юстиции Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, а также ВС РФ и ВАС РФ. Принятие правильного решения судом по спору в отношениях, связанных с Интернетом, зависит от осведомленности судей в вопросах специфики виртуальных отношений и от их способности дать адекватное толкование законам применимого права.

Необходимо приспособить действующие нормы материального и процессуального права к реалиям жизни. Однако чтобы модернизировать действующие и создавать новые законы, которые регулировали бы правоотношения в Интернете, требуются глубокие комплексные правовые знания отечественного и зарубежного законодательства, международного права, правильное применение разных правовых механизмов и юридической техники.

Роль государственных органов заключается в том, чтобы регулировать эти правоотношения в направлениях, строго обозначенных международной практикой и национальным законодательством.

Прежде всего это защита прав пользователей Интернета, включая персональные данные; охрана прав собственников информационных ресурсов, включая право интеллектуальной собственности; обеспечение юридической значимости электронной цифровой подписи и электронного документа в целом; распределение адресного пространства российского сегмента Интернета; определение правил выделения доменных имен, их регистрации и замены. Важными направлениями являются также обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем информационных ресурсов России, включая федеральные органы государственной власти, финансово-кредитные и банковские сферы; безопасность и борьба с компьютерными преступлениями; защита чести и достоинства граждан.

888

Главное в этом — соблюсти баланс государственных интересов и интересов коммерческого сообщества. В развитых странах Интернет — это неотъемлемая часть экономики. Применение глобальных коммуникаций в предпринимательской деятельности уже привело к разработке новых экономических и юридических понятий, таких как "экономика в режиме реального времени", "электронная подпись", "электронный платеж", "электронные деньги", "электронная коммерция", "электронная торговля". Некоторые из них употребляются со значительной долей условности. Так, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30 января 1997 г. указывается, что "все большее число сделок в международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, обычно называемых электронной торговлей, которые предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации"1.

Как видим, выражение "обычно называемых электронной торговлей" свидетельствует о том, что этот термин пришел в юриспруденцию из обыденного (эмпирического) правосознания. Он используется условно, не вполне адекватно соответствует реальным правоотношениям. Термины "электроннаяторговля", "электронная коммерция" по логике должны обозначать производство и продажу компьютеров, программного обеспечения, информационных услуг и других продуктов информационных технологий. Ведь динамика увеличения объема рынка продуктов информационных технологий впечатляющая. Этот термин может обозначать отношения, возникающие между провайдерами и пользователями, между самими провайдерами.

Использовать термины "электронная коммерция", "электронная торговля" в качестве определяющих, когда речь может идти о продаже зерна, древесины, угля, нефти и т.д., значит завуалировать то, чем торгует организация. По нашему мнению, нельзя использовать связь в качестве доминирующего понятия. Ведь при передаче информационных сообщений для заключения договоров с помощью телефона, телеграфа, почты не принято говорить, например, о почтовой, телеграфной, телефонной коммерции и торговли. Здесь, безусловно, сказалось обыденное правосознание тех, кто первым ввел этот термин в оборот.

889

Характерно, что в примечании 5 к Типовому закону об электронной торговле ЮНСИТРАЛ дается толкование не электронной торговли, а термина "торговая деятельность". И сам закон посвящен проблеме передачи "сообщений данных" с помощью электронных и других средств, чтобы они не лишались юридической силы по сравнению с данными, переданными на бумажном носителе.

Интернет является универсальным средством передачи информационных данных и способствует установлению правоотношений между пользователями как в границах одного государства, так и в мировом пространстве. Естественно, в пределах одного государства субъекты возникших с помощью Интернета правоотношений должны руководствоваться материальным и процессуальным правом своей страны. Виртуальный выход за пределы своего государства связан, как правило, с иностранным элементом. Например, отношения, отягощенные иностранным элементом, имеют место, когда электронная сделка заключается лицами разных государств, когда ущерб в результате использования web-страницы причинен на территории иностранного государства, или информация, размещенная на web-странице, нарушает законы иностранного государства об охране прав интеллектуальной собственности и др. Надо помнить, что связь правоотношений, складывающихся в виртуальном пространстве, с правопорядками разных государств может быть и менее явной. На нее могут указывать, в частности, место нахождения сервера и гражданство провайдера. Практически любое правоотношение с использованием Интернета имеет иностранный элемент, и, следовательно, связано с правопорядками разных государств.

Интернет — совершенно новая общественная среда, которая разрушает устоявшиеся представления о действии правовых норм в пространстве и стирает национальные границы, заставляет рассматривать поведение лиц, оперирующих в ней, прежде всего с точки зрения международного частного права. Как известно, эта отрасль права регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в области международного экономического и научно-технического сотрудничества, когда участником этих отношений является иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо, иностранное государство, международная организация; когда юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений, имели место за границей (например, обязательство подлежит исполнению в другой стране); когда объектом этих правоотношений является предмет, находящийся за границей.

890


1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 января 1997 г. № А/51/ 628 "Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией ООН по праву международной торговли".
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования