17.4.6. Законотворческая деятельность в западных странах в электронной сфере

Насколько интенсивно идет законотворческий процесс по предотвращению утечки информации о персональных данных и обеспечению безопасности электронного бизнеса, можно видеть по тем законопроектам, которые поступили в Конгресс США в последние годы. Так, законопроект о защите частной жизни потребителя услуг Интернета призван регулировать распространение провайдерами информации о пользователях. Он требует от поставщика услуг Интернета получения письменного разрешения клиента-пользователя на ознакомление кого-либо с предоставленной им провайдеру информацией, а также предоставления пользователю возможности ознакомиться с любой собранной о нем информацией и списком лиц, которые располагают этими данными. Следует вспомнить и законопроекты об улучшении доступа потребителей к информации о путешествиях и о доступе потребителей и инвесторов к информации.

В 1999 году для рассмотрения Конгрессом США предлагались законопроекты "О защите сведений о социальном страховании в сетевых коммуникациях", "О защите частной жизни детей в сетевых коммуникациях", "О защите электронной почты от разного рода макулатуры", "Об уголовной ответственности за фальсификацию Домена при его рассылке". В законе о росте и развитии Интернета поднимался вопрос о том, чтобы в правовом отношении приравнять электронную подпись к обычной подписи. 1 октября 2000 г. в США вступил в силу федеральный закон об использовании цифровой подписи в электронной коммерции. Целью закона является устранение

927

препятствий на пути электронного бизнеса. Сторонники закона считают, что он будет способствовать резкому увеличению электронной торговли. Наиболее широко цифровые подписи используются в финансовом секторе и в страховании. Теперь компании, занимающиеся электронной коммерцией, должны изменить структуру сайтов таким образом, чтобы электронный контракт располагался на удобном, видном месте с соответствующими подписями и печатью. Кроме того, внесен законопроект о налоговом моратории на все сделки, осуществляемые при помощи Интернета, чтобы приостановку взимания налогов с продаж в Сети сделать постоянной и вообще отказаться от такого налогообложения покупателей интернет-магазинов1.

Надо признать, что США наиболее эффективно решают задачу информационной поддержки государством электронного рынка. Не случайно, что на США приходится около 4/5 объема мировой электронной торговли. В июне 1998 г. Госдепартамент США официально объявил о запуске пилотного проекта электронной торговли. Это позволяет государственным служащим, которые заключают контракты, проводить сбор заказов и получать предложения в онлайновом режиме.

Примером принятия специального закона, приравнивающего электронную подпись к обычной на бумажном носителе, является Закон ФРГ "Об электронной цифровой подписи", принятый еще в 1997 г.

Законотворческая деятельность международных организаций, а также ведущих рыночных стран, направлена на решение следующих неотложных задач в электронной торговле:

1) придание равного статуса документам, используемым при обычной и электронной торговле;

2) регламентация применения криптозащиты данных в процессе перемещения информации в глобальной телекоммуникационной среде;

3) недопущение несанкционированного распространения персональных данных, передаваемых при совершении сделок;

4) обеспечение защиты интересов сторон при трансграничной сделке;

5) правовое регулирование роли и ответственности третьих сторон сделки, которые представляют коммуникационную среду, проводят сертификационные мероприятия, осуществляют процедуру

928

компенсации возможного ущерба участников электронной торговли (страхование рисков);

6) регулирование отношений с государственными органами по поводу налогообложения таможенных тарифов, сборов и платежей;

7) охрана прав потребителей, защита прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, формирование международного опыта по созданию правовой базы для регулирования электронной торговли можно представить схемой IV-6.

Схема IV-6

 

Согласно Конституции РФ если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным внутренним законодательством об электронной торговле, применяются правила международного договора. Это повышает значимость международных документов в регулировании отношений в Интернете. Следовательно, для успешного развития электронной торговли в Российской Федерации необходимо принятие таких законов и подзаконных актов, которые содержали бы унифицированные, единообразные правила, наработанные мировой

929

практикой и зафиксированные в международных договорах, конвенциях и соглашениях. Именно они способствовали бы грамотному применению в электронной торговле российских базовых гражданско-правовых норм, оптимальному сочетанию норм публичного и частного права, использованию законодательного опыта других стран. Все это помогло бы быстрейшей интеграции нашей экономики во всемирный, глобальный рынок.

930


1 См.: Носова Н. Законотворчество в сфере Internet. E-mail: inna@its.miec.ru.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования