Глава 5
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ



5.1. КАЧЕСТВО И КУЛЬТУРА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Главная задача розничной торговли, смысл ее деятельности состоят в торговом обслуживании населения. Содержание этого обслуживания не остается неизменным, оно развивается, совершенствуется сообразно современному состоянию производства и ассортименту товаров, техническому уровню торговой отрасли. В розничной торговле возникают все новые формы торгового обслуживания. На смену традиционной купле-продаже товаров с прилавка пришло самообслуживание с его новыми технологическими приемами и новой психологией отношений продавца и покупателя. В мире давно активно функционирует посылочная торговля, причем не только в пределах одной страны, но и международная. Меняется форма обслуживания населения в общественном питании — в открытой сети, школьных буфетах, в столовых производственных предприятий. На наших глазах в систему торгового обслуживания прочно входит виртуальная торговля.

Необходимо отметить одно весьма важное обстоятельство: для обеспечения высокого качества обслуживания населения требуется постоянный сложный комплекс мер, предшествующих встрече продавца с покупателем. В гражданско-правовых "изданиях о торговом обслуживании населения рассматриваются только договоры розничной купли-продажи. Между тем это финал многогранной деятельности по предварительному созданию условий для заключения такого договора.

Есть различные подходы к содержанию торгового обслуживания. Органы отраслевого управления торговлей, оперируя понятием "культура обслуживания", в свое время так определили ее элементы:

170

1)точное соблюдение установленного режима работы организации; 2)наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров; 3) применение прогрессивных методов продажи товаров;4) предоставление покупателям дополнительных услуг; 5) минимальные затраты времени на обслуживание покупателей; 6) высокая профессиональная квалификация работников торгового зала; 7) вежливое, внимательное отношение персонала магазина к покупателям; 8)сообщение покупателям установленных правил продажи товаров; 9)опрятный вид работников торгового зала; 10) хорошее санитарное состояние магазина; 11) широкое использование средств внутри-магазинной информации покупателя1.

Аналогичные критерии можно применить и к организациям общественного питания, хотя они имеют ряд особенностей. По этим элементам разработана система количественных показателей, но, во-первых, она почти не применялась из-за сложности подсчетов, а во-вторых, каковы бы ни были показатели, о высокой культуре торгового обслуживания речи в тот период быть не могло хотя бы из-за дефицита товаров.

Между тем понятие "культура торгового обслуживания" не охватывает всех аспектов его качества, ибо оно многообразнее, чем понятие "культура".

Поэтому, анализируя эти вопросы с позиции права, есть смысл исходить из более широкого круга проблем качества торгового обслуживания и включить в него: 1) качество товарного предложения; 2) размещение и режим работы торговой сети; 3) качество дополнительных услуг, оказываемых покупателям (торговый сервис); 4) экономия времени покупателей; 5) культура торгового обслуживания, т.е. нравственные, эстетические, психологические и правовые стороны взаимоотношений продавца и покупателя, обеспечивающие защиту личных неимущественных прав участников купли-продажи; 6) правовая защита интересов покупателей.

Следует заметить, что в условиях рыночной экономики решить эти проблемы легче, поскольку рынок оперативно решает многое, но одновременно и сложнее, так как работа торговых организаций и индивидуальных предпринимателей бесконтрольна, что сказывается на снижении качества торгового обслуживания.

171


1 Примерные методические указания по определению культуры обслуживания на предприятиях розничной торговли, утвержденные 3 октября 1979 г. Министерством торговли СССР и ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования