Глава 6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВЛИ С ОТРАСЛЯМИ ЭКОНОМИКИ



6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ТОРГОВЛИ С ОТРАСЛЯМИ ЭКОНОМИКИ

6.1.1. Понятие и структура хозяйственных связей торговли

Предназначение правового регулирования хозяйственных связей торговли с отраслями экономики состоит в том, чтобы наиболее адекватно отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуру этих связей и тем самым создать благоприятное правовое пространство для их функционирования и развития. Эффективность правового регулирования торговли, как и любого другого предмета государственного нормативно-правового воздействия, тем выше, чем более сгруппированными будут общественные отношения, отличающиеся определенной спецификой. Это утверждение обязывает попытаться определить действующих участников хозяйственных отношений.

Известно, что положение торговли как посредника между производством и потреблением диктует необходимость ее участия в многообразных хозяйственных связях практически со всеми отраслями производства, прежде всего с целью закупки товаров для последующей их продажи населению1. Так, организации торговли вступают в хозяйственные отношения с производственными организациями — производителями товаров, организациями строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, а также с

218

непроизводственными — службой охраны объектов, банками, жилищно-коммунальным хозяйством, рекламными компаниями, складским хозяйством, торговыми посредниками и т.д. Все перечисленные отношения являются хозяйственными, так как направлены на достижение хозяйственных целей.

Промышленность и сельское хозяйство поставляют в торговлю товары, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей населения; кроме того, промышленность снабжает торговые организации материально-техническим оборудованием.

Строительные организации создают объекты для хранения, изготовления и продажи товаров (склады, магазины, объекты общественного питания и т.п.), а также проводят ремонт этих объектов.

Транспортные организации выполняют функции перевозки и доставки товаров.

Организации связи предоставляют почтовые, телеграфно-телефонные, факсимильные, компьютерные, электронные услуги; выполняют основные функции доставки товаров населению при посылочной торговле.

Организации бытового обслуживания оказывают прежде всего помощь в предоставлении покупателям дополнительных услуг, организации гарантийного ремонта товаров, проданных гражданам, а также выступают поставщиками ряда товаров.

Основное назначение непроизводственной сферы — предоставление торговле ряда услуг (арендных, охраны торговых объектов, маркетинга, рекламных и информационных услуг, услуг товароупаковочной индустрии, финансово-кредитное обслуживание и т.п.).

Все перечисленные хозяйственные связи происходят, как правило, на товарно-денежной основе, отношения сторон обычно носят возмездный, имущественный характер и поэтому по своей природе являются гражданско-правовыми.

Связь торговли с другими отраслями представляет собой комплекс отношений, основная цель которых — обеспечение обращения товаров. Эти отношения включают:

  • изучение спроса и предложения на товарном рынке;
  • анализ возможностей производства отдельных видов товаров;
  • прогнозирование появления новых видов товаров;
  • анализ потребностей различных групп населения и организаций;
  • прогнозирование экономических и социальных условий, связанных с деятельностью торговли;
  • планирование производства товаров (работ, услуг);

219

  • управление товарными запасами и ассортиментом товаров;
  • заключение и исполнение хозяйственных договоров;
  • налаживание сбыта, максимизация доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выполнение для торговли разнообразных работ и услуг, обеспечивающих ее эффективную деятельность, и т.д.

В наиболее обобщенном виде под хозяйственными связями торговли с другими отраслями понимаются отношения между самостоятельными отраслями экономики, без которых невозможно нормальное функционирование торговли. В самом деле промышленность и сельское хозяйство реализуют через торговлю свою продукцию, без которой торговля была бы лишена главного объекта своей деятельности — товаров, а без других отраслей — бесперебойного функционирования и свободного движения товаров.

Таким образом, хозяйственные связи торговли образуют систему взаимосвязанных элементов. Система хозяйственных связей торговли существует объективно. Характерными чертами любой системы является наличие элементов системы и подсистем; различных структурных уровней, иерархии структур; целостности, складывающейся на основе глубокого взаимодействия элементов системы, ее устойчивости; связи с внешней средой.

Следовательно, обобщенное понимание хозяйственных связей только как отношений между отраслями не раскрывает сути проблемы. Реализация этих связей во многом определяется субъектами — участниками хозяйственных связей.

Ранее в условиях социалистической системы хозяйствования эти связи достаточно было рассматривать в двух основных аспектах: горизонтальном, когда участниками связей торговли с другими отраслями выступали социалистические предприятия, объединения, организации, и вертикальном, когда роль участников хозяйственных связей выполняли органы отраслевого управления — министерства СССР и республик, их органы на местах, которые в условиях социализма выполняли важные функции планирования, организации и контроля, определяя исполнителей плановых заданий и участников договорных отношений.

Распад СССР вызвал разрыв прежних хозяйственных связей между организациями, оказавшимися на территориях государств, ставших суверенными. Если раньше хозяйственные связи строились в основном на базе централизованно устанавливаемых плановых заданий, обязательных для обеих сторон договора, то в условиях перехода к рыночной экономике положение коренным образом

220

изменилось. Произошло формирование новой структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры1.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья можно разделить на три основные группы: 1) изготовители товара — граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, и юридические лица различных организационно-правовых форм; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) розничные торговые организации и другие организации-потребители.

Переход к рынку повлек структурные изменения, касающиеся прежде всего внутреннего построения каждого из перечисленных субъектов торговли, а также преобразование их функций. Возникают принципиально новые формирования, способные успешно выполнять торговые операции. Совместными усилиями таких звеньев обеспечивается движение товарных потоков.

В соответствии с Конституцией РФ формирование структуры товарного рынка осуществляется федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам построения в стране системы рыночных отношений. Так, Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, от 30 октября 1997 г. № 1373 и от 15 июня 1998 г. № 5932 одобрена Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы.

В этой Концепции товарные рынки рассматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей, потребителей и посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Инфраструктура товарных рынков определяется в этой комплексной программе как система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер

221

конечного потребления. Применительно к торговой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.

Внутри инфраструктуры в данной программе выделено несколько подсистем, среди которых следует отметить:

  • подсистему информационного обеспечения, которая включает организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров народного потребления и производственно-технического назначения, и банк данных о состоянии товарных рынков с использованием разных видов информации, включая статистическую и таможенную. Подсистема обеспечивает аналитическую обработку и прогнозирование данных, выдает информацию обзорного и рекомендательного характера, касающуюся оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках; анализирует конъюнктуру товарных рынков в регионах, хозяйственные связи и движение материальных потоков и т.д.;
  • подсистему товароупаковочной индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам товароупаковочной продукции;
  • финансово-кредитную подсистему, участвующую в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения.

Торговля представляет собой необычайно сложную, в основе своей саморегулирующуюся систему хозяйственных связей, основанную на товарно-денежной форме обмена. Особо отметим, что договор выступает универсальной общепринятой формой обмена, применяемой на всех уровнях и ко всем товарам торговли. При прежней командно-бюрократической системе управления договоры не отражали сути системы хозяйственных связей торговли. Первенствовали обязательные планы, наряды, фонды. Для свободного действия хозяйственников места оставалось крайне мало. В социалистической нормативной системе главным выступало правовое опосредование вертикальных связей, шедших от центральных плановых и снабженческо-сбытовых органов к министерствам и ведомствам, а от них — к главкам и промышленным предприятиям и так далее вплоть до первичного низового звена — государственного предприятия, хозяйства и иного субъекта. Горизонтальные связи не играли сколько-нибудь существенной роли, все решалось в верхних структурах управления.

222

Формирование правовой системы рыночной экономики помимо создания качественно иных нормативных актов включает в себя слом отжившей вертикали, а где возможно (в частности, при отсутствии новой нормативной базы) ее приспособление к горизонтальным рыночным отношениям. Итак, в юридическом смысле стратегия формирования новых хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики состоит в переходе от прямого управления экономикой со стороны государства к ее регулированию через законы и организацию исполнения законов. Это и есть правовой путь в рыночную экономику.

Поэтому объективно для правового регулирования хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики заданы два основных параметра: внешний и внутренний. Внешний — создание правовыми средствами благоприятной для товарного рынка экономической и социальной среды, связанной с деятельностью торговли. Этим правовым механизмом охватываются антимонопольное и налоговое регулирование, государственная регистрация и лицензирование деятельности субъектов торговли и многое другое. Внутреннийрегулирование хозяйственных связей, складывающихся непосредственно на рынке, в частности, при совершении различных актов купли-продажи.

Отметим, что договор стал основным инструментом регулирования хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики. Каждый акт товарно-денежного обмена представляет собой соглашение двух или нескольких участников соответствующих отношений. Закрепляется соглашение гражданско-правовым договором. Таким образом, рынок не только предполагает использование договора как регулятора хозяйственных связей, но и делает невозможной торговую деятельность без договора участников хозяйственных связей торговли и представителей других отраслей экономики.

Систему хозяйственных связей торговли с другими отраслями можно определить как совокупность взаимосвязанных звеньев торговли и других отраслей, осуществляющих на основании договорных отношений разнообразную деятельность по организации производства товаров, их реализации, выполнению для торговли разнообразных работ и услуг1.

Кратко определим основные изменения, происшедшие с участниками хозяйственных связей торговли.

223

Для изготовителей товаров — производственных организаций основная цель деятельности не только производство товаров, но и успешная их реализация. У многих российских организаций налаживание сбыта стало одной из главных проблем, поскольку прежде производимая продукция распределялась в соответствии с заранее составленными планами и проблемы сбыта фактически не существовало. В условиях рыночной экономики каждая организация обязана совмещать функции изготовителя и продавца. Необходимость налаживания сбыта своей продукции потребовала структурных изменений производственных организаций. Такое реформирование выразилось прежде всего в создании новых отделов — торговых, маркетинговых, рекламных, демонстрационных; в расширении и укреплении изготовителями своих коммерческо-сбытовых служб.

Существенные изменения произошли в деятельности оптовых торговых организаций и иных посреднических структур, участвующих в товарном обращении. Помимо количественного роста и функциональной специализации оптовых торговых и посреднических организаций наблюдаются и интеграционные процессы, выражающиеся в стремлении крупных торговых организаций иметь свои собственные промышленные организации в целях диверсификации коммерческой деятельности (т.е. расширения ассортимента производимых товаров и услуг, а также развития производства).

Наряду с позитивными процессами этим явлениям присущи недостатки, главным из которых является отсутствие у оптовых торговых организаций развитых сетей сбыта (в том числе и периферийных звеньев), обеспечивающих быстрое и равномерное продвижение товаров по территории страны.

Для розничных торговых организаций и других организаций-потребителей ликвидация существовавшей прежде системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения, что выразилось в налаживании устойчивых связей с изготовителями товаров и снабженческими организациями, развитии собственных служб снабжения, создании дочерних (зависимых) снабженческих фирм, обслуживающих нескольких учредителей.

Если затрагивать проблему формирования инфраструктуры товарного рынка, то практически все основные ее подсистемы — складское хозяйство, товароупаковочная индустрия, информационное и финансово-кредитное обеспечение находятся в стадии становления.

Одной из актуальных задач признается создание подсистемы информационного обеспечения участников хозяйственных связей

224

торговли данными об изготовителях товаров, их производственном потенциале и т.п. Для защиты на российском рынке интересов субъектов торговли необходимо было создание особого механизма, который отслеживал бы деятельность хозяйствующих субъектов, с большей или меньшей степенью достоверности выявлял среди них организации, заслуживающие доверия. Указом Президента РФ от 18 марта 1993 г. № 351 "О Торгово-промышленной палате Российской Федерации"1 было принято предложение о ведении ею реестра организаций.

Следует отметить, что таким образом возникло право, ранее в России неизвестное. Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"2 оно распространено на все торгово-промышленные палаты (ТПП), которые являются негосударственными некоммерческими организациями, обладающими специальной правоспособностью и объединяющими российские организации и российских предпринимателей. Всем ТПП предоставлено право участия в ведении негосударственного Реестра российских предприятий и предпринимателей (ст. 12 Закона о ТПП), финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Порядок ведения Реестра определяет Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Для удовлетворения информационных потребностей субъектов хозяйственных связей в области деловой и коммерческой информации, законодательства и таможенного регулирования в Торгово-промышленной палате Российской Федерации создана Единая информационная система (ЕИС ТПП РФ). Структурно она состоит из трех основных подсистем: локальная информационная система, объединяющая подразделения Палаты; региональная информационная система, объединяющая территориальные и местные ТПП, включая их членов и заинтересованные организации регионов; международная информационная система, позволяющая осуществлять взаимодействие с международными базами данных.

225

ЕИС ТПП РФ обеспечивает пользователям доступ к базам данных, содержащих информацию: о российском и зарубежном законодательстве, регулирующем торговую деятельность; о справочных данных отечественных и зарубежных организаций; о потенциальных партнерах; об экспортных и импортных возможностях отечественных и зарубежных организаций; о состоянии и перспективах отечественных и международных рынков товаров и услуг и т.п.

Однако создание торгово-промышленных палат в стране не решает полностью проблемы информационного обеспечения. Следует учитывать масштабность этой работы — информация должна касаться нескольких миллионов наименований товаров и при этом быть доступной нескольким миллионам пользователей. Поэтому перед российским предпринимательством стоит задача создать во всех регионах страны структуры, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах, спросе к конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров и т.п.

Вместе с тем проблема информации — это проблема коммерческой тайны. Институт коммерческой тайны сравнительно нов в отечественном законодательстве. Вопросы коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Однако, как показала практика, самым сложным вопросом в этой сфере оказалось создание правовой охраны коммерческой тайны. До середины 90-х гг. законодательством России, по сути, не предусматривались сколько-нибудь эффективные меры защиты интересов лиц — обладателей тайны — в случае ее разглашения. В некоторых новых законодательных актах этот недостаток преодолевается (например, ст. 183 УК РФ за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, установлена уголовная ответственность).

В настоящее время принят и действует ряд нормативных актов, регулирующих отношения в данной области. Среди них — Федеральные законы от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"; Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". Тем не менее проблемы коммерческой тайны недостаточно законодательно урегулированы, очевидна необходимость принятия специального закона, посвященного регулированию этих отношений.

226

Договаривающиеся стороны, вступая в переговоры о заключении хозяйственных договоров, обмениваются информацией о предмете, цене, сроках выполнения договора и т.п. Разглашение этих сведений до подписания договора или в ходе его реализации может нанести существенный урон интересам стороны, коммерческая тайна которой нарушена. По некоторым гражданско-правовым договорам законодатель независимо от усмотрения сторон установил правовые нормы, предполагающие ответственность за разглашение коммерческой тайны. Так, в ст. 184 ГК РФ особо подчеркнуто, что коммерческий представитель обязан ставшие известными ему сведения о торговых сделках сохранять в тайне не только во время, но и после исполнения данного ему поручения.

Приведем другой пример. Если одна сторона, исполняя свои обязательства по договору подряда, получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических данных, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то она не вправе сообщать их третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон (ст. 727 ГК РФ).

По договору страхования страховщик согласно ст. 946 ГК РФ не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик несет юридическую ответственность.

В современных условиях компьютеризации необходимо учитывать и негативное воздействие компьютерных систем на управление торговыми организациями, так как эти системы дают доступ к информации менеджерам и юристам, хорошо владеющим компьютерными технологиями. А это значит, что подчиненные могут получать нежелательный доступ к конфиденциальной информации. Поэтому необходимы действенная система защиты информации в компьютерных системах и разработка новых нормативных актов.

Предусматриваются меры и по развитию товароупаковочной индустрии, из-за несовершенства которой велики потери товарной продукции. Использование современных упаковок и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информацией оказывают достаточно сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую удобную тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности

227

труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышает культуру торгового обслуживания. По некоторым данным, количество российских товаров, продаваемых в расфасованном и упакованном виде, пока не превышает 30%, что значительно снижает их конкурентоспособность.

Таким образом, наряду со структурными изменениями постепенно формируется инфраструктура товарного рынка.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих принципов:

  • использование кратчайших путей движения товаров;
  • установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
  • выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
  • широкое применение тары, оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепочки товародвижения.

Итак, реализация хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики есть по существу процесс доведения товаров от организаций-изготовителей через организации оптовой и розничной торговли до потребителей, который называется товародвижением. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

228


1 Концептуальную основу исследования данной проблемы составляют труды проф. В.А. Язева. См.: Язев В.А. Закон в советской торговле.— М., 1987.— С. 132—159; Язев В.А. Советское торговое право: Учебное пособие.— М., 1991.— С. 64—74; Язев В.А. Основы правового регулирования коммерческой деятельности.- М., 1992.- С. 19-27.
1 Подробнее см.: Пугинский Б.И. Указ соч.- М., 2000.- С. 62-80; Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности).- М., 1999.- С. 25-36.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 19.- Ст. 2230; № 44.- Ст. 5078; 1998.- № 25.- Ст. 2910.
1 См.: Язев В.А. Хозяйственные связи торговли с промышленностью.— М.: Экономика, 1974.
1 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.- 1993.- № 12- Ст. 996.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1993.— № 33.— Ст. 1309.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования