1.4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ТОРГОВОГО ПРАВА

Четкое функционирование внутренней торговли возможно лишь при условии обеспечения ее надлежащего правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно работающий механизм правового обеспечения торговли, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (комплексных и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления внутренней торговли:

Из числа действующих важнейший источник торгового права — Конституция РФ.

Поскольку торговое право представляет собой комплексную отрасль права, то регулируются правовые отношения с участием внутренней торговли нормативными актами ряда фундаментальных отраслей права. Поэтому источниками торгового права являются:

  • нормы конституционного права, определяющие основы экономической, политической и социальной систем общества, компетенцию органов власти и управления, в том числе в области внутренней торговли;
  • нормы административного права, регулирующие порядок управления в стране, в том числе и торговлей, ответственность за административные правонарушения;
  • нормы гражданского права, регулирующие имущественные и связанные с ними неимущественные отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме;
  • нормы трудового права, определяющие трудовые отношения в торговле;
  • нормы уголовного права об ответственности за торговые преступления.

За период демократических преобразований в России издан ряд основополагающих правовых актов по регулированию торговли. Среди них следует назвать Указы Президента РФ: от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности

40

на территории РСФСР"1, которым ликвидирована монополия внешней торговли, открыт доступ российским предпринимателям к зарубежным рынкам, что помогло быстро ликвидировать дефицит товаров народного потребления во внутренней торговле; от 25 ноября 1991 г. № 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР"2, в соответствии с которым все торговые точки — структурные подразделения розничной торговли и общественного питания получили права юридического лица; от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли"3, по существу, ликвидировавший административно-командную систему управления торговлей.

Существование фундаментальных отраслей права — явление необходимое и полезное. Однако оно не решает всех проблем и не учитывает (и не может учитывать) специфики правовых отношений с участием представителей отдельных отраслей экономики, в частности внутренней торговли, создает "вакуум" в их регулировании и снижает его эффективность. Поэтому необходимо создание комплексных нормативных актов именно о внутренней торговле.

За годы советской власти и последовавших реформ в 90-х годах было принято множество правовых актов о торговле. Но среди них нет комплексных актов высшего ранга, т.е. законов о внутренней торговле, принятых высшими органами государственной власти.

И тем не менее комплексный закон о внутренней торговле, аналогичный законам о железнодорожном транспорте, о потребительской кооперации, необходим. Он помог бы решению ряда насущных проблем внутренней торговли.

41


1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР— 1991.— № 47.— Ст. 1612. Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23 декабря 2000 г. № 2061.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР- 1991.- № 48- Ст. 1675.
3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992.— № 6.— Ст. 290.
Search Results from «Озон» Предпринимательство. Отраслевой бизнес
«ePayService» Платежные карты на все случаи жизни, денежные переводы, обналичить чек на инкассо
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования