Справочник «Менеджмент»
Методы оценки персонала обучение управлению и продажам

Методы оценки персонала

Оценка (evaluation) является одной из важнейших функций HR-специалиста. Потребности в оценке возникают в случае приема на работу, в этом случае первичную оценку проводят рекрутеры, она обязательно включает в себя оценку резюме, собеседование (интервью), могут использоваться также профессиональные тесты по знаниям, психологические тесты.

Рекрутеры подбирают набор методов оценки в соответствии с требованиями заказчика и затратами, которые должны уложиться в бюджет закрытия вакансии.

Оценка резюме сначала производится в «быстром» режиме, по ключевым показателям – последнему месту работы, наличию высшего образования, возрасту, знанию языка или специальных компьютерных программ. Потом отобранные в результате быстрого просмотра резюме изучают детально. Обращают внимание на качество высшего и дополнительного образования, на уровень компании, в которой работал или в настоящее время работает кандидат, на достижения и успехи деятельности. В случае массового закрытия вакансий критерии оценки резюме должны быть простыми и ясными, чтобы эффективнее образовать поток кандидатов на собеседование. При точечном закрытии вакансий подход к оценке резюме в большей мере определяется уникальностью вакансии и специалиста. Иногда приходится делать «выбор» из одного-трех кандидатов на данную должность.

Различают разные методики проведения интервью. В интервью-беседе могут быть получены данные о коммуникативных способностях кандидата, его общеобразовательном уровне, сделаны прогнозы лояльности, предварительно выяснен вопрос «совместимости» кандидата с корпоративной средой. Для того чтобы информация, полученная в беседе годилась для оценки и сравнения нескольких кандидатов интервью должно происходить по плану. Это так называемое структурное интервью. В стрессовом интервью могут быть проверены более глубокие свойства личности кандидата, его психологическая устойчивость, частично – лидерские качества.

Профессиональные тесты используются, если в данной специальности существуют понятные стандарты, это на сегодняшний день подавляющее большинство профессий. Тестовые задания для оценки кандидата применяются уже работодателем. Например, решения кандидатом предложенных кейсов трудно оценить с помощью шаблона, в этом случае с участием специалистов компании оценивается способность кандидата мыслить и принимать решения. Психологические тесты имеют смысл в своих проверенных и адаптированных вариантах и могут быть только дополнительным инструментом оценки, да и то в случае если они проводятся психологом, который имеет существенный опыт в проведении именно этих типов исследования личности.

Очень важным моментом является адекватный выбор инструментов оценки при подборе персонала. Чем больше средств применено, тем больше данных необходимо обработать и сравнить. Это приводит к увеличению продолжительности и цены исследования.

 

В рабочем порядке

В случае проведения в компании изменений, при ухудшении каких-либо производственных и торговых показателей, а также при плановом формировании кадрового резерва и программ по развитию персонала возникает потребность оценить работающего сотрудника. Оценка персонала в компании может производиться в системном варианте и периодически. В построении системы оценки заинтересованы крупные рыночные компании. В структурах-монополистах системы оценки как правило, формальны и служат, скорее, не целям повышению конкурентоспособности компании, а снижению издержек. В крупных рыночных компаниях постановка системы оценки персонала требует участия компании-консультанта и служит целям не только снижения издержек, но и роста доли рынка, на котором работает компания.

Система оценки позволяет отслеживать, что происходит с работником после поступления в компанию, планировать его развитие и обучение, работать над созданием кадрового резерва на управляющие позиции.корпоративные тренинги

Периодические, не являющиеся системой, процедуры оценки персонала проводятся с целью получить ответ на вопрос: «почему снижаются продажи и прибыли». Иногда этот ответ действительно бывает в поле HR-функций. Во многих компаниях велика роль продающего персонала, и от того, как он взаимодействует с клиентом, зависит выручка компании и стратегические показатели клиентской лояльности. Для оценки в розничных личных продажах применяется метод «таинственного покупателя». Суть его в том, что по розничным точкам продаж отправляются подготовленные люди, которые осуществляют контрольные покупки. В процессе осуществления покупатель, который должен иметь облик представителя «целевой аудитории», проверяет как мастерство продавца, так и его коммуникативные способности. Этот метод очень хорошо подходит для решения задач оценки персонала, который не имеет смысла собирать вместе для опросов, анкетирования и тестирования. Наилучшие результаты оценки можно получить именно в реальной рабочей обстановке. Верно и то, что «таинственный покупатель» не возбуждает у «проверяемого» страха оценки, какой бывает при декларируемом «полевом» наблюдении за сотрудником.тренинг продаж Параметрами исследования методом «таинственного покупателя» является мастерство представления бренда компании и лояльность ему продавцов. Таким образом, кроме HR, в этом методе заинтересован бренд-менеджмент, это один из современных маркетинговых инструментов для розничных сетей. В супермаркетах и гипермаркетах типа кэш-энд-кэрри продажи в меньшей степени являются личными, за исключением расположения в этих местах точек сетевых продаж компаний-арендаторов.

Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик требованиям должности или рабочего места. Она позволяет установить место сотрудника в организационной структуре, разработать программу обучения и развития сотрудника, в меньшей мере – может применяться для оптимизации системы оплаты труда.

Для оценки управленческого персонала применяется так называемый метод 360°. По сути, она призвана свести субъективизм оценки к нулю, поскольку свое мнение о сотруднике высказывает не только непосредственный руководитель, но и его подчиненные, коллеги и даже клиенты. Метод позволяет оценить не только уровень профессиональных и личностных качеств сотрудника, но и сделать вывод о том, как они проявляются в конкретной работе.

Если компания растет и принимает на работу молодых сотрудников, возникает потребность в справедливой и стратегически выверенной работе по развитию персонала. Новички могут оказаться более способными и эффективными, у старожилов больше авторитета. Метод 360° позволяет сравнить деловые качества сотрудников объективно и принять решение о том, что важнее – авторитет или практически ориентированные способности.

Применить метод 360° лучше с участием консалтинговой компании, ее разработки для следующих периодов HR-служба может использовать самостоятельно. В арсенале консалтинговых компаний этот метод теперь встречается достаточно часто и, похоже, он пришел на смену методу ассесмент-центров.

Экспертам (руководителю, коллеге, подчиненному) предлагается оценить как проявляется качество сотрудника в деятельности по балльной шкале. Данные обрабатываются математически и, после представления в конце процедуры оценки сотруднику, позволяют принимать решение – куда именно двигаться, чему учиться и какие компетенции развивать. Метод с трудом может быть применен в компаниях с жесткой вертикальной структурой по советскому типу, потому что в таких организациях руководители не привыкли к тому, что их могут оценивать подчиненные. Поэтому перед тем как принять решение о применении этого метода, нужно проводить в компании предварительную разъяснительную работу. Хотя, многим руководителям может быть на самом деле интересно узнать, что на самом деле думают подчиненные об их лидерских и профессиональных качествах.

Метод оценки 360° поддается компьютеризации, в этом варианте не занимает столько времени, как в бумажном, и на рынке есть ряд предложений от консалтинговых агентств - провайдеров такой услуги. Напомним, что метод решает проблему субъективности в оценке персонала: начальник может быть субъективно недоволен своим починенным, которого на самом деле боготворят клиенты.

Мерило эффективности – субъективность

Для того чтобы принять решение о том, чего не хватает, подходит метод 360°. Но людям свойственно брать пример с эффективных субъектов. В этом случае следует оценить способности сотрудника-звезды и построить «модель эффективного профессионала».

Выбрав для оценки ряд деловых и профессиональных качеств эффективного сотрудника, мы можем построить эту «идеальную» модель и понять, какие именно качества могут развивать его коллеги.

Автор статьи: Евгений Власов, УралБизнесОбразование
В подготовке публикации использованы материалы: hrm.ru, журналов «Компания» и «Секрет Фирмы»


просмотров: 425
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
BUBBLE WRAP® Rolls Small 3/16', Medium 5/16", Large 1/2" Perforated Fast Ship

$46.75
End Date: Sunday Aug-25-2019 23:21:43 PDT
Buy It Now for only: $46.75
|
SHIPPING BOXES - Many Sizes Available

$24.99
End Date: Thursday Jul-25-2019 16:21:44 PDT
Buy It Now for only: $24.99
|
500 #000 Kraft Bubble Padded Envelopes Mailers Packing Bag 4 x 8

$39.99
End Date: Wednesday Jul-24-2019 22:15:59 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
FDA Sonoline B Fetal Doppler 3MHz Probe, Baby Heart Monitor, Backlight LCD, GeL

$25.99
End Date: Friday Jul-26-2019 7:12:24 PDT
Buy It Now for only: $25.99
|
Бизнес Английски Самоучител в диалози Business English, a self study course

$20.99
End Date: Saturday Aug-17-2019 14:01:14 PDT
Buy It Now for only: $20.99
|
Russian book Бизнес XXI века Роберт Кийосаки Robert Kiyosaki

$8.50
End Date: Tuesday Aug-6-2019 20:17:44 PDT
Buy It Now for only: $8.50
|
Dina Rubina Наш китайский бизнес Hardcover Russian

$15.00
End Date: Sunday Jul-21-2019 18:22:37 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Модель Красота и бизнес Как стать профессиональной моделью Мари Андерсон 1995

$800.00
End Date: Sunday Aug-11-2019 22:18:53 PDT
Buy It Now for only: $800.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» менеджмент
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования