Справочник «Маркетинг»
Арктический совет

Новый передел?


Автор: Владимир Симонов
Источник: "Наша власть: дела и лица"

 

Арктический совет
О такой важной международной организации как Арктический совет мало кто знает. О ее деятельности пишут редко. Может быть, потому, что вся эта деятельность прохо-дит где-то далеко – на замороженных задворках вечно бурлящей Европы – и о мерзлой Арктике даже говорить-то, кажется, холодно. Между тем в Арктический Совет входит це-лая группа весьма влиятельных стран: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция и Россия. Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня".

 

Собирается на свои сессии на уровне министров иностранных дел раз в два года. В этом году Россия – председатель Совета. Курирует круг вопросов природоохранной деятельности, проблемы малых северных народов и устойчивого развития арктической зоны. Говоря о председательстве России в Арктическом совете, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы самая крупная арктическая страна и больше других выиг-рываем от этого сотрудничества в силу нашего географического положения".


Но все это на поверхности, на которой для журналистов, ищущих острых тем, вро-де бы, ничего интересного не может быть. На самом деле, сегодня в Арктике разгораются очень даже нешуточные страсти. Огромные территории ослабевшей России из зон тради-ционного влияния бывшего СССР могут стать объектами нового передела мира. Россия фактически оттесняется в морепользовании ведущими зарубежными странами.

 

Стагнация северного морского флота приводит к тому, что в Арктике практически происходит захват отечественного рынка транспортных морских услуг иностранными флотами. Нефтегазо-вые ресурсы российского континентального шельфа, эксплуатация которых уже начата зарубежными компаниями на условиях соглашений о разделе продукции, преимущест-венно используются в интересах иностранных потребителей.


Сегодня страны мира, и особенно США, очень беспокоит тот факт, что Россия пре-тендует на огромные территории Арктического бассейна – 1, 2 млн кв. км. Ни одно при-арктическое государство не имеет таких обширных претензий на арктический шельф. Ко-гда Россия подавала заявку на свои территории в ООН, то получила ноту от США, кото-рая категорически рекомендовала нам подождать до 2010 года, когда все остальные при-арктические государства накопят хотя бы десятилетний срок изучения Арктики. А по-скольку Комиссия ООН не располагает исходными материалами других приарктических государств, то якобы нельзя должным образом проверить российскую заявку. Но Россия с этими возражениями не согласилась. У нас единственных оказался уникальный, накоп-ленный с советских времен научный материал по изучению акватории и геологической природы дна Арктики. И, исходя из этих исследований, Россия имеет полное право на претендуемую территорию.


Самые серьезные территориальные споры в арктическом поясе у нас с Норвегией. Когда распался СССР, у России с Норвегией, к примеру, появилась "серая зона". По 30-му градусу у нашей страны существует так называемая "секториальная" граница, однако нор-вежцы с ней не согласны. Они предлагают делить акваторию по срединной линии, то есть равноотстоящей от наших островов и от Шпицбергена. Мы проводим границу по-своему, они – по-своему, а совпадающие части являются спорной "серой зоной". Она рассматри-вается и нами, и норвежцами как перспектива для разработки нефти и газа, причем наибо-лее перспективная часть Баренцева моря – российская.

 

Норвежцы
Россия и Норвегия с 70-х годов XX века ведут переговоры по разграничению ис-ключительных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море, уста-новлению государственной границы в Варангер-фьорде (в связи с расширением – в одно-стороннем порядке – с 1 января 2004 года Норвегией своего территориального моря с 4 до 12 миль). Российские траулеры "Электрон", "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамо-вич" были задержаны в районе архипелага именно в объявленной норвежцами 12-мильной зоне.

 

Между тем, международно-правовой статус архипелага Шпицберген опре-деляется Договором о Шпицбергене (так называемый Парижский договор), подписанным 9 февраля 1920 года в Париже представителями государств, которые согласились признать суверенитет Королевства Норвегия над архипелагом Шпицберген на условиях, преду-смотренных Договором (кроме Норвегии договор подписали США, Великобритания, Да-ния, Франция, Италия, Япония, Нидерланды и Швеция). В соответствии с Горным уста-вом, утвержденным Королевской резолюцией 7 августа 1925 года, право производить раз-ведку, приобретать и разрабатывать естественные месторождения угля, нефти и других минералов на архипелаге Шпицберген, помимо норвежского государства, принадлежит всем странам, которые ратифицировали Договор о Шпицбергене или присоединились к нему. Советский Союз в 1924 году признал суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген (норвежское название Свальбард), а в 1935 году официально присоединился к Парижскому договору.


Но не только ледники и вечная мерзлота выделяют архипелаг Шпицберген. Из по-лезных ископаемых промышленное значение имеет лишь каменный уголь (именно его до-быча является основной деятельностью, которая обеспечивает постоянное российское присутствие на Шпицбергене). Действующее от лица Российской Федерации ФГУП "ГТ "Арктикуголь" было образовано постановлением СНК СССР от 7 октября 1931 года №836. Основными задачами указанного треста определялись исследование, разработка и сбыт полезных ископаемых, включая Шпицберген, обеспечение углем Архангельской и Мурманской областей, в том числе военного и гражданского флотов. На предприятие воз-лагались также задачи политической и оборонной направленности, выполнение которых обеспечивало защиту интересов страны в районе архипелага Шпицберген. В поселке Ба-ренцбург и сейчас живут и работают российские граждане – порядка тысячи человек, функционирует консульство Российской Федерации. Связь со Шпицбергеном осуществ-ляется в основном морским транспортом. С 1974 года между Норвегией и Шпицбергеном (пос. Лонгиербюен) установлено воздушное сообщение. А вот регулярного воздушного сообщения с Россией до сих пор не имеется.


К сожалению, в последние годы российские предприятия и учреждения на архипе-лаге испытывают постоянный прессинг со стороны местной администрации. В частности, по этой причине российской стороне пришлось отказаться от строительства дороги между Баренцбургом и Коулз-беем. Администрация Шпицбергена выразила недовольство и пла-нами строительства линии высоковольтной передачи. А о преследовании российских ры-баков в Баренцевом море – разговор вообще особый. Ежегодно унизительной процедуре досмотра подвергаются многие российские рыболовные суда. Эту задачу в водах Баренце-ва и Норвежского морей выполняют боевые корабли ВМС Норвегии.


Ситуация вокруг россиян на Шпицбергене еще более усугубилась в связи с приня-тыми не так давно норвежским парламентом (Стортингом) поправками в закон об охране окружающей среды. По сути, эти действия Норвегии направлены на вытеснение России с архипелага. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявил, что в соответствии с новыми правилами хозяйственная деятельность на архипелаге будет носить уже не уве-домительный, а разрешительный со стороны Норвегии характер. По мнению главы Мур-манской области, принципиальная позиция, занятая сейчас Министерством иностранных дел РФ, должна показать Норвегии, что Россия не допустит ущемления ее прав и интере-сов на Шпицбергене, односторонней ревизии Парижской конвенции 1920 года. Шпицбер-ген на определенных условиях находится под суверенитетом Норвегии, вместе с тем кон-венция предполагает, что подписавшие ее страны имеют свободный доступ для ведения на острове хозяйственной деятельности.


По мнению бывшего начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака, Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во чтобы бы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике.


Между тем государства Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктическом районе. Не секрет, что нефтегазовые месторождения Север-ного и Норвежского морей к 2010 году будут исчерпаны, поэтому наш северный сосед все чаще заглядывается на Восток, претендуя практически на всю акваторию спорных участ-ков, включая часть российской зоны и зоны свободного рыболовства.

 

Арктический шельф
Арктический шельф, прилегающий к территории России, хранит до четверти всех мировых запасов нефти и газа – 100 миллиардов тонн условного топлива. А если подтвер-дятся недавние предположения ученых, то можно будет смело говорить и о куда большей цифре. Но как показывает опыт освоения шельфов, проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга" не принесли нам ровным счетом ничего, кроме не столь уж и больших разовых выплат. Только на "Сахалине-2" за 2003–2004 годы, по оценке Счетной палаты, государ-ственный бюджет потерял 2,5 миллиарда долларов. В документе, подготовленном аудито-рами, отмечается, что реализация проекта привела к полному вывозу добытого сырья из страны, а условия проекта снизили его эффективность и доходы государства. Но почему наши богатства отдаются на откуп иностранцам? А дело в том, что Россия сегодня добы-вает на шельфе лишь 0,2% от общей добычи нефти и газа. Опыта строительства плаваю-щих буровых установок, которые могли бы выдержать все превратности природы Аркти-ки, у нас нет. Как нет и крупнотоннажных танкеров ледового класса. Нет глубоководных терминалов, способных обеспечить бункеровку танкеров. Нет арктических трубопровод-ных систем. Нет надежной системы связи и передачи информации. Нет социально-бытовой инфраструктуры. Нет кадров. Получается, что на сегодняшний день нет ничего, кроме желания не отдавать такой огромный кусок российского пирога "чужим дядям".


По оценке западных специалистов, для освоения новых месторождений на Севере нам по-требуется несколько сотен миллиардов долларов. Сумма для наших нефтяных корпора-ций, да и для российского бюджета совершенно неподъемная. А потому ведущие трансна-циональные нефтяные компании уже приступают к дележу нашей нефти и газа в северных морях. Точнее к расположенным там месторождениям – Штокмановскому, Приразломно-му, Ардалинскому, Варандейскому, Ново-Портовскому и другим.


Но если верить в лучшее, мы можем рассчитывать только на "Газпром". В период 2006–2030 годов "Газпром" планирует сосредоточить основные объемы поисково-разведочных работ на шельфе арктических морей. В качестве приоритетных определены следующие направления: на шельфе Баренцева моря – район Штокмановского месторож-дения; на шельфе Печорского моря (юго-восточная часть) – район Приразломного и Дол-гинского месторождений; на шельфе Карского моря – акватории Обской и Тазовской губ и приямальский шельф.


Но вот тут возникает архисложная проблема. Для транспортировки нефти, в част-ности, даже из одного крупного месторождения необходимо создание специализирован-ного комплекса судов арктического исполнения. Схема вывоза должна быть круглогодич-ной, надежной, безопасной и обеспечивать бесперебойную отгрузку добытого сырья. Су-ществуют риск физического повреждения судов и технические риски перевалки. Напри-мер, для Печорского моря, где выявленные месторождения расположены преимуществен-но в зоне мелководья на глубинах до 20 метров, характерны явления ледяного шторма и дрейфа мощных ледовых полей (ледовый период длится до 9 месяцев, толщина однолет-него льда достигает 1,4–1,7 метра и торосов до 3,5 метров). Характерное в зимне-весенний период ветровое и приливное сжатие ледовых полей и связанное с ним торосообразование в этом районе могут привести к повреждению судов, участвующих в системе перевалки и транспортировки нефти. Особо тяжелые ледовые условия могут вызвать многосуточные задержки при швартовных операциях к погрузочному терминалу. Все это предопределяет повышенные требования к судам, участвующим в работе транспортной системы. Угрозой для судов в рассматриваемой зоне также является их обледенение.


Самые большие трудности, связанные с добычей на Штокмановском месторожде-нии, – холод и ледники. Зимой вес отдельных ледников достигает 1,2 млн тонн, эти глыбы касаются дна на глубине 350 метров. В таких местах необходимо создавать подводные ре-зервуары природного газа. Когда температура воды в море опускается до – 2°С, газ может замерзнуть в трубопроводе. По опыту норвежских месторождений Сневит и Ормен Ланге, эта проблема решается закачиванием в трубопровод специального антифриза, однако реа-лизация такого метода на Штокмане, отстоящем от берега на 550 км, практически исклю-чена. Statoil и Norsk Hydro – компании, обладающие эксклюзивным опытом подводного разделения фракций топлива. В рамках пилотного проекта на месторождении Тролль с помощью специального оборудования из проходящего потока выделяется жидкость и за-качивается обратно в резервуар.


К участию в Штокмановском проекте норвежские компании подталкивает тот факт, что запасы нефти и газа в Северном море истощаются, и уже в ближайшей перспек-тиве страна не сможет сохранить достигнутый объем экспорта. Для поиска новых мест добычи нужно идти на север, однако наиболее перспективные месторождения находятся либо в российской части Баренцева моря, либо в спорной зоне. При этих обстоятельствах Норвегия делает все возможное, чтобы закрепить свое экономическое участие в разработ-ке российских месторождений и подписать выгодный договор о проведении морской гра-ницы в Баренцевом море.


Депутат Госдумы от Мурманской области, представитель "Единой России" Вален-тин Лунцевич, однако, заявляет, что комитет Госдумы по международным делам "считает необходимым использовать в переговорах с Норвегией экономические аргументы, вклю-чая проблему участия норвежских компаний в проектах освоения российского шельфа". Мы склонны считать, что ответственные российские политики не станут сводить перего-воры о делимитации морской границы к формуле "газ в обмен на акватории", однако по-литические риски при принятии решения о включении в консорциум норвежских компа-ний должны учитываться.

 

Арктический путь
Для сравнения: путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12 840 миль, по Северному морскому – всего 5767 миль, а северная трасса Роттердам – Ван-кувер почти на 2000 морских миль короче южной, при том что перевозка грузов по ново-му международному маршруту будет на 40 процентов дешевле. Академик РАН Никита Моисеев считает, что Севморпуть при определенных капиталовложениях в его инфра-структуру может стать для страны геополитическим благом, каким в средние века был путь "из варяг в греки". С той только разницей, что соединит он Европу с Америкой и Юго-Восточной Азией, где образовались основные мировые экономические полюса. Но сегодня работает только западная часть Севморпути, по которой вывозятся на европей-ские рынки в основном цветные металлы и углеводороды. Все, что на востоке, – белое безмолвие.


Поскольку за последние десять лет финансирование Севера сократилось в двена-дцать раз, на Севморпути наступила разруха: не проводится должным образом гидрологи-ческая и ледовая разведка, нет полного метеопрогноза, порты и портопункты (в советские времена их было порядка семидесяти) пребывают в запустении, многие навигационные знаки просто исчезли. Реанимация Севморпути на всем протяжении от Карских Ворот до Берингова пролива, по словам губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, обой-дется более чем в 7 млрд долларов. Главная ставка делается на международный консорци-ум, впрочем, не исключено, что гипотетические партнеры постараются обойтись и без нас. По информации российских военно-дипломатических источников, в рамках международ-ной программы изучения Севморпути INSROP начинается поиск возможностей пересмот-ра статуса арктических проливов как внутренних вод России. Кроме того, за рубежом от-мечено активное строительство судов ледового класса. И если интернационализация Сев-морпути последует по западному сценарию, Россия вообще может оказаться не у дел со своим умирающим ледокольным флотом.


Капитан дальнего плавания почетный полярник Анатолий Горшковский сетует на утрату былого величия Севморпути: "За годы советской власти Главсевморпуть стал мощной, хозяйствующей на огромных северных пространствах структурой, в распоряже-нии которой находились суда и самолеты. Главное управление Севморпути отвечало ведь за социально-экономическое развитие арктических регионов. В те годы освоению Аркти-ки придавалось большое значение, поэтому интерес государства к северным территориям подкреплялся мощным финансированием. Основной целью было наращивание мощностей Северного морского пути, расширение возможностей плавания по чистой воде в течение короткого теплого периода. В годы войны Севморпуть работал на оборону, по нему выво-зился металл с норильских месторождений. В больших объемах везли также лес из Сиби-ри.


Перевозкам в Арктике был дан импульс с пополнением флота ледоколами финской постройки, которые в послевоенные годы поступали к нам с завидной регулярностью. Это позволяло постепенно расширять навигацию от двух до пяти месяцев в году. Со строи-тельством российских атомных "богатырей" качественно изменился и транспортный флот.


На морской ледовой трассе для атомных ледоколов не существовало преград, но в Енисей из-за малых глубин они пройти не могли. Сложилась ситуация, когда для регуляр-ного завоза и вывоза грузов нужно было обеспечить круглогодичную навигацию в запад-ной части морского пути. Решение было найдено. В 1978 году в Финляндии был построен ледокол "Капитан Сорокин", а затем и другие. Появилась возможность круглогодичной навигации в Дудинку. Действует она и в настоящее время".


Северный морской путь – главная артерия Ледовитого океана, ключ к освоению Арктики. В 1926 году Советский Союз заявил, что он является правопреемником север-ных территорий. И когда ледоколы СССР бороздили арктические льды Северного морско-го пути, это заявление ни у кого не вызывало сомнений. С тех пор прошло много времени, но и сегодня по международным законам мы обязаны постоянно демонстрировать в арк-тических льдах свой государственный флаг.


Александр Ушаков, советник Федерального агентства морского и речного транс-порта Минтранса России, говорит, что Северный морской путь, который является геогра-фически кратчайшим путем между Европой и Азией, Европой и Западным побережьем США, может скоро прекратить свое существование. "Российский северный флот стреми-тельно стареет. А восполнения новыми судами не происходит уже давно. В 2012 году во-обще может наступить так называемая "ледовая пауза". Существующие атомные ледоко-лы к тому времени окончательно выработают свой ресурс, и прокладывать путь для мор-ских судов станет нечем. Ведь ледоколы в России перестали строить после 1990 года". По словам Ушакова, единственный ледокол, который может в ближайшее время сойти на во-ду, стал нескончаемым долгостроем: "Ледокол имени 50-летия Победы строится аж с 1989 года! Такого долгостроя наша страна еще не знала. Если в ближайшее время не найдется денег на его финансирование, Северный морской путь прекратит свое существование".


С другой стороны, в последнее десятилетие в развитых странах мира развернулась на-стоящая гонка за приоритетное проникновение в Арктику. Даже в странах "второго" и "третьего" мира в настоящее время обсуждаются конкретные бизнес-планы и правовые стороны эксплуатации бескрайних пространств за Полярным кругом. А в США вообще считают, что Арктика – ключ к планете Земля: тот, кому принадлежит "верхушка мира", будет безраздельно господствовать на всех остальных пространствах. Недаром именно американцы стали инициатором создания Арктического совета.

 

Американские интересы
В последние годы политика США в Арктике явно приобретает приоритетную на-правленность. Одним из ключевых вопросов в процессе обсуждения политики Вашингто-на в отношении Арктики является вопрос об участии США в освоении континентального шельфа арктической зоны. Вашингтон намерен усилить свои позиции в Арктике именно за счет сдерживания влияния России в этих регионах. Курс России, направленный на юридическое закрепление за собой территорий арктического шельфа, рассматривается США как угроза их национальным интересам.


Параллельно военно-политическое руководство США начинает настаивать на не-обходимости предъявления собственных претензий Вашингтона на территорию арктиче-ского континентального шельфа. Так, помощник госсекретаря по морским и международ-ным экологическим и научным делам Дж.Ф.Тернер четко заявил: "Нельзя допустить, что-бы США не вошли в состав Комиссии по континентальному шельфу. Страна, которая де-лает самую большую ставку на нефть и газ и обладает самой полной геологической ин-формацией, не входит в эту организацию, в то время как Россия и другие страны начина-ют заявлять свои претензии на континентальный шельф. США тоже должны предъявлять свои права".


Стоит отметить, что постепенно вырабатывается и "объем" возможных территори-альных претензий США на арктический шельф, который, в случае их поддержания на ме-ждународной арене, сделает США ведущим игроком в регионе. США собирается предъя-вить свои права на территорию в Арктике около 450 000 квадратных километров, разме-ром приблизительно с Калифорнию.


Недовольство США вызывает позиция России в отношении использования Север-ного морского пути. Американское экспертное сообщество при поддержке представите-лей политической элиты выдвигает тезис о необходимости добиваться максимальной "ин-тернационализации" Севморпути, под которой понимается получение США возможности для свободного использования этого транспортного коридора.


Если военные аспекты российского освоения Арктики в США зачастую искусст-венно преувеличиваются, то масштабы социально-экономической деятельности на терри-тории российской Арктики, наоборот, занижаются. Американские СМИ постоянно под-черкивают многочисленные экономические и социальные проблемы в арктических регио-нах.


Резкой критике подвергается экономическая политика федерального центра в от-ношении арктических регионов. Отмечается полная неэффективность используемых Мо-сквой методов их поддержки. Лейтмотивом комментариев является тезис о том, что лю-дям приходится жить в условиях, фактически не пригодных для цивилизованного прожи-вания, что на российском Севере широко распространены болезни, хроническая бедность, "повальный" алкоголизм, ощущается явный недостаток элементарных объектов инфра-структуры и снабжения необходимыми для выживания ресурсами. Американские СМИ утверждают, что Россия не может эффективно использовать свою арктическую террито-рию. Формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, гума-нитарного, а в перспективе – и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион от социально-экономической деградации. Фактически в первом приближе-нии к российской Арктике сформулирована концепция гуманитарной интервенции. В этой связи в ближайшее время следует ожидать существенной активизации в российских арк-тических регионах американских или контролируемых США гуманитарных организаций, сориентированных на помощь в сохранении традиционного образа жизни коренных наро-дов, реализацию экологических и образовательных программ.


Экологическая тематика является третьим в числе основных приоритетов внимания США к действиям России в Арктике. Периодически в информационное поле США вбра-сываются различные сюжеты на тему нарушений российской стороной стандартов ис-пользования окружающей среды. Тема защиты окружающей среды традиционно исполь-зуется для оказания давления на Россию в связи с ее планами по развитию арктической инфраструктуры и строительства объектов нефтегазового комплекса.


Произошедшие в последние несколько лет инциденты на российском Военно-морском флоте уже сейчас начинают использоваться военно-политическим руководством США для оказания давления на нашу страну с целью вывода на новый уровень программ по утилизации объектов российских ВМС с прямым доступом представителей США к во-енным объектам и военным технологиям. При этом характерно, что главной целью этих призывов становится именно Северный флот. Фактически формируется база для даль-нейшей постановки вопроса о необходимости прямого иностранного – прежде всего, аме-риканского – контроля над экологической ситуацией на объектах Северного флота.


Параллельно с деятельностью по ослаблению российского военного потенциала в регионе для обеспечения доминирования США в сфере использования Арктики военно-политическое руководство страны ставит задачу по наращиванию своих военных возмож-ностей в Арктике. Стоит отметить, что для выполнения этой задачи широко задействован потенциал сотрудничества в рамках НАТО. Особую роль в этих планах играет Норвегия, которая явно с одобрения Вашингтона также наращивает военную составляющую своего присутствия в регионе. Продолжается широкомасштабная разведывательная деятельность против России, иностранные военные корабли и самолеты, которые могут быть использо-ваны в качестве стартовых платформ высокоточного оружия, постоянно присутствуют на территории Арктики. Традиционные ежегодные учения сухопутных войск и ВМС НАТО на территории Норвегии и в Норвежском море проходят по сценарию, имеющему явно не дружественную по отношению к России направленность.


Совершенно очевидно, что США решили осваивать Арктику и добывать нефть на арктическом шельфе. В ноябре сенат пересмотрел действовавший десятилетия запрет на разработку нефтяных месторождений в Арктическом национальном заповеднике дикой природы на Аляске. Решение администрации США готовилось на протяжении последних нескольких лет в ведущих американских аналитических центрах. Суть проблемы в том, что борьба за мировые ресурсы, в которой участвуют промышленно развитые страны и быстрорастущие азиатские экономики, обостряется. При этом крупных перспективных развивающихся центров добычи углеводородов на Земле всего два: арктический шельф и Северо-Восточная Сибирь. Поэтому в США вызревает концепция, согласно которой аме-риканские компании должны присутствовать в российской арктической зоне и не допус-тить прихода туда европейских и азиатских конкурентов. Не имея внятной стратегии ос-воения Арктики, Россия может потерять суверенитет на этих территориях.


Особым образом пытается участвовать в "арктической гонке" и Евросоюз: навязы-вая России экологические темы и вопросы защиты прав коренных малочисленных наро-дов Севера, он пытается заморозить ресурсные и инфраструктурные проекты в регионе. С этой точки зрения всплеск "рыбной войны" между Россией и Норвегией является эпизо-дом борьбы за ресурсы в Арктическом регионе.


"Объективно Россия может развивать Арктику и Северо-Восточную Сибирь только в партнерстве с крупнейшими корпорациями Запада и Восточной Азии. Однако в услови-ях отсутствия внятной стратегии неясно, каким образом привлекать миллиарды долларов инвестиций и гарантировать безопасность без угрозы национальной безопасности России при сохранении контроля нашего государства во всех крупных проектах. Кроме того, ог-ромная российская арктическая территория, которую мы привыкли видеть на школьных картах СССР, де-факто перестала контролироваться с развалом Советского Союза. Появи-лись спорные зоны, которые Россия считает своими, а США и Канада этого не признают, Севморпуть теперь доходит только до Дудинки. Восточнее Енисея ледокольный флот, на который у государства почему-то нет денег, не ходит. Вследствие закрытия станций в Си-бири появились "дырки" в противоракетной и противовоздушной обороне.

 

Значительная часть арктических границ не контролируется", – сказал Сергей Собянин, в свое время гу-бернатор Тюменской области, а ныне глава кремлевской администрации. В итоге, по его словам, России может быть навязана интернационализация Севморпути и российской Арктики, что приведет к фактической потере ею суверенитета в регионе.


"Россия находится на грани того, чтобы упустить свой шанс в качестве председате-ля Арктического совета использовать возможности этой организации на благо своей эко-номики, – заявляет председатель комитета старших должностных лиц Арктического сове-та, посол по особым поручениям МИД РФ Виталий Чуркин. – Сейчас много говорят о том, что тот шанс, который нам представил Арктический совет – а именно председатель-ство России в нем, – нельзя упустить. Речь сейчас идет о том, что мы его все-таки упус-тим"…
Владимир Симонов

 

В Арктике производится продукция, обеспечивающая получение около 11% национального дохода России (при доле населения, равной 1%) и составляющая 22% объема общероссийского экспорта.


Арктические районы содержат запасы:

  • 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации;
  • в арктическом регионе сконцентрирована добыча 91% природного га-за и 80% общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий;
  • апатитового концентрата (более 90% запасов);
  • никеля (85% запасов);
  • меди (около 60% запасов);
  • вольфрама (более 50% запасов);
  • редкоземельных элементов (более 95%);
  • платиноидов (свыше 98% запасов);
  • олова (более 75% разведанных запасов и 50% прогнозных);
  • ртути;
  • золота, серебра (около 90%);
  • алмазов (более 99% запасов);
  • титана.

Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арк-тики по ориентировочным оценкам составляет 1,5–2 триллиона долла-ров, однако степень разведанности – чрезвычайно низкая, а уровень ос-воения ничтожно мал.


Журнал "Наша власть: дела и лица"

 


просмотров: 1702
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
3M Littmann Classic III Nurses Stethoscope - 33 Colors!! NIB ~5 Yr Warranty~

$48.90
End Date: Friday Oct-19-2018 14:32:16 PDT
Buy It Now for only: $48.90
|
3M Littmann Lightweight II SE Nurses Stethoscope - 7 Colors NIB ~Free Shipping~

$89.25
End Date: Tuesday Oct-23-2018 17:26:50 PDT
Buy It Now for only: $89.25
|
3M Littmann Classic III Nurses Stethoscope - 33 Colors!! NIB ~5 Yr Warranty~

$48.90
End Date: Friday Oct-19-2018 14:32:16 PDT
Buy It Now for only: $48.90
|
3M Littmann Lightweight II SE Nurses Stethoscope - 7 Colors NIB ~Free Shipping~

$5.19
End Date: Sunday Nov-4-2018 11:07:59 PST
Buy It Now for only: $5.19
|
Женская сумка бизнес класса

$15.00
End Date: Wednesday Oct-24-2018 18:22:37 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Модель Красота и бизнес Как стать профессиональной моделью Мари Андерсон 1995

$16.99
End Date: Friday Nov-2-2018 4:17:14 PDT
Buy It Now for only: $16.99
|
Baellerry Деловые Мужчины Кошельки Винтаж бизнес Европейский Стиль 2017

$2,515.00
End Date: Wednesday Nov-7-2018 7:04:28 PST
Buy It Now for only: $2,515.00
|
RUSSIAN GIFT BOOK "BUSINESS. FULL ENCYCLOPEDIA" - "БИЗНЕС. ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"

$46.00
End Date: Thursday Oct-25-2018 15:16:41 PDT
Buy It Now for only: $46.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Маркетинг
 
Джим Коллинз От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... Good to Great: Why Some Companies Make the Leap… and Others Don't
От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет...
Как превратить среднюю (читай - хорошую) компанию в великую?
На этот вопрос отвечает бестселлер "От хорошего к великому". В нем Джим Коллинз пишет о результатах своего шестилетнего исследования, в котором компании, совершившие прорыв, сравнивались с теми, кому это не удалось. У всех великих компаний обнаружились схожие элементы успеха, а именно дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление, дисциплинированные действия и эффект маховика.
Благодаря этому компании добивались феноменальных результатов, превосходящих средние результаты по отрасли в несколько раз.

Книга будет интересна к прочтению собственникам бизнеса, директорам компаний, директорам по развитию, консультантам и студентам, обучающимся по специальности "менеджмент"....

Цена:
1134 руб

Нил Рекхэм СПИН-продажи SPIN-Selling
СПИН-продажи
Бестселлер о технологии эффективных продаж, неоднократно издававшийся на многих языках мира. На основе проведенного детального исследования авторы убедительно показывают, сколь велика разница между крупномасштабными и мелкомасштабными торговыми сделками, и развеивают распространенные мифы о существенных аспектах успешного заключения торговых сделок.

Для менеджеров по продажам, торговых агентов, руководителей....

Цена:
781 руб

Дмитрий Кот Копирайтинг. Как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают
Копирайтинг. Как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают
Эта книга - набор методик, приемов и секретов по написанию продающих текстов (текстов для сайтов, полиграфии, коммерческих предложений и других рекламных целей). Каждая глава содержит совет или прием, готовый к использованию, - например, как написать эффективный заголовок для текста. Читатель открывает книгу на нужной странице, выбирает необходимый ему совет или секрет и внедряет его. Весь материал издания построен на успешном личном опыте автора и его клиентов. Здесь нет теории, нет сложных систем и заумных формул - только практика, состоящая из отборных приемов по написанию рекламных текстов. Настоятельно рекомендуется копирайтерам, неймерам, маркетологам, специалистам в области рекламы и PR, владельцам малого и среднего бизнеса....

Цена:
389 руб

Майк Роуди Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу The Sketchnote Handbook: The Illustrated Guide to Visual Note Taking
Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу
О чем эта книга?
Это великолепное, полностью иллюстрированное руководство по созданию визуальных заметок (или скетчей). Вы узнаете, зачем они нужны, как их создавать и как они помогают запомнить и усвоить значимую информацию.

В книге вы найдете пошаговую инструкцию, яркие и запоминающиеся примеры, а также полезные упражнения для отработки базовых графических элементов, которые помогут начинающим овладеть основными техниками скетчноутинга.

Фишка книги:
В этой книге очень много визуальных заметок, полностью нарисованных от руки самыми разными скетчноутерами. И мы попытались воссоздать в русском варианте все особенности этой красивой рукописной книги.

Для кого эта книга:
Для дизайнеров и иллюстраторов.

Для всех, кто считает, что не умеет рисовать, но хочет научиться создавать яркие и красивые визуальные заметки.

От автора:
Неважно, верите ли вы в свой талант рисовальщика или нет, я утверждаю, что каждый, кто способен держать ручку, может извлечь пользу из этой книги. Суть скетчей - в занесении на бумагу важных идей, а вовсе не в умении хорошо рисовать.

Вы совершенно точно можете создавать скетчи. Я покажу вам, как рисовать простые объекты, создавать собственные шрифты и использовать разные нарисованные элементы, чтобы визуально выражать свои мысли. Даже если вы не способны нарисовать прямую линию, вы можете научиться делать визуальные заметки - потребуется лишь практика.

Отзывы:
"Это идеальное руководство по созданию визуальных заметок и самое полезное из всех, которые я когда-либо читал, - эта книга вне конкуренции".

Джош Кауфман, автор бестселлера "Сам себе MBA"

"Майк Роуди выбрал оригинальный, интересный и остроумный способ создания заметок и разделил его на простые и понятные шаги. Теперь каждый может использовать скетчи для запечатления идей - даже вы и я".

Крис Гильбо, автор книги "Стартап за $100"



"Визуальные заметки - прекрасный способ запечатления самых важных нюансов той или иной идеи естественным для нашего разума способом. Никто не научит вас делать это лучше, чем Майк".

Дэвид Хайнемайер Хенссон, основатель компании 37signals, соавтор бестселлера "Rework"



"Когда вы создаете заметки одновременно из слов и картинок, происходит нечто магическое. В этой захватывающей книге волшебник Майк Роуди поделился своими секретами, и теперь каждый может украсть его приемы выражения идей с помощью ручки и бумаги".

Остин Клеон, автор бестселлера "Кради как Художник"



"Визуальные заметки - это информативная и полезная книга, рассказывающая о принципах визуальных заметок так, чтобы вы как можно скорее сами смогли их создавать. Забавный и понятный стиль Майка вдохновляет вас взять ручку и нарисовать скетч!"

Нэнси Дуарте, основатель Duarte Design, автор бестселлеров "Resonate" и "Slide:ology"

...

Цена:
979 руб

В. Чан Ким, Рене Моборн Переход к голубому океану. За пределами конкуренции Blue Ocean Shift: Beyond Competing - Proven Steps to Inspire Confidence and Seize New Growth
Переход к голубому океану. За пределами конкуренции
О книге

Эта книга - дорожная карта для перехода от алого океана к голубому. Почти 30 лет Чан Ким и Рене Моборн изучали самые разные организации (большие и малые, коммерческие и некоммерческие, а также правительственные организации), которые смогли выйти за пределы конкуренции на существующих переполненных рынках (алых океанах) к новым вершинам уверенности, создания рынков и роста. Разрабатывая стратегию ведения бизнеса, авторы учитывали опыт и тех организаций, которые успешно совершили переход, и тех, которым это не удалось.
Стало ясно: для того чтобы любой процесс работал, он должен учитывать наши сомнения и укреплять уверенность, а также раскрывать свойственную людям креативность посредством хорошо зарекомендовавших себя шагов.
В своей новой книге Чан Ким и Рене Моборн описали проверенные процесс и инструменты создания рынка, для того чтобы помочь вам, вашей команде и вашей компании совершить переход от алого к голубому океану таким способом, при котором сотрудники будут ощущать свою причастность к этому процессу и способствовать его успешной реализации.
Книга содержит пошаговое руководство, которое может применить любой желающий вместе с проверенными на практике, полученными на местах выводами в отношении того, что работает, что не работает и как избежать возможных ловушек на этом пути.

Для кого эта книга
Для тех, кто не хочет ловить рыбу в мутной алой воде, тех, кто ищет океан новых возможностей. Это книга для настоящих бизнес-лидеров будущего.
...

Цена:
799 руб

Чарльз Уилан Голая статистика. Самая интересная книга о самой скучной науке Naked Statistics: Stripping the Dread from the Data
Голая статистика. Самая интересная книга о самой скучной науке
Статистика помогает принимать важные решения, находить скрытые взаимосвязи между явлениями, лучше понимать ситуацию в бизнесе и на рынке. Автор книги профессор Чарльз Уилан с юмором и блестящими наглядными примерами рассказывает о том, как это происходит. Эта книга будет полезной для студентов, которые не любят и не понимают статистику, но хотят в ней разобраться; маркетологов, менеджеров и аналитиков, которые хотят понимать статистические показатели и анализировать данные; а также для всех, кому интересно, как устроена статистика....

Цена:
759 руб

Юрген Саленбахер Создайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделяться
Создайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделяться
О книге
Юрген Саленбахер исследует работы ведущих теоретиков в области бизнес-культуры и объясняет, как методы брендинга могут помочь нам развивать творческое мышление. Эта книга является уникальным ресурсом для творческих умов, предпринимателей и команд, и может также использоваться всеми, кто сталкивается с важными жизненными решениями.

Вы узнаете, как разбудить свои творческие способности, чтобы придумывать бизнес-идеи. Отдельная глава посвящена развитию личности: в ней представлены методы и задания для определения вашего потенциала, видения и миссии, а также ваших целей и задач, все это -в ценностно-ориентированном ключе.

В главе о брендинге дана структура, как построить визуальную идентичность онлайн и офлайн. В конце книги представлен манифест Личного творческого брендинга, а также список книг от Саленбахера. Личный творческий брендинг даст вам креативное лидерство. Если вы совместите креативное мышление с вашими знаниями и опытом, если вы структурируете его, результаты будут поразительными!

От автора
Парадокс: сейчас мы имеем гораздо больше возможностей, чем когда-либо прежде, но я не вижу, чтобы люди становились от этого счастливее. Налицо всеобщее ощущение неуверенности. Многих моих знакомых разного возраста, пола, образования и опыта работы либо уволили, либо они вынуждены очень много работать, чтобы обеспечить привычный уровень жизни. Студенты теперь стараются получить два высших образования в надежде на то, что это гарантирует им успех в будущем. Все как будто зависли в некоем состоянии неопределенности, странном переходном периоде между прошлым и будущим. Я называю всех нас поколением неопределенности. Все сталкиваются с одним вопросом: "Что мне делать дальше?"

Мне хотелось бы поделиться с вами моим ответом на этот вопрос: всем нам нужен Creative Personal Branding (личный творческий брендинг). Четыре его основных составляющих -содержание, стиль, убеждения и чувство такта. Он нацелен на обучение креативному управлению и помогает вам ответить на вопрос, куда двигаться, как туда добраться и с кем.

В этой книге изложена методика, разработанная мной в последние десять лет, которая поможет:
1) осознать важность креативности и творческого мышления, научиться видеть или создавать возможности, концентрироваться на новых способах мышления, соответствующих месту, материальному положению и социальному окружению;
2) понять важность того, что вы можете предложить миру, определить свою роль, профессиональную область и страсть, а также увидеть неразрывность своих идей, миссии и ценностей;
3) осознать важность метода позиционирования бренда, чтобы отделять себя от других и вступать в коммуникацию с самим собой онлайн и офлайн в век интернета и онлайн-репутации.

5 причин купить:
• Вы научитесь строить стратегию развития личного бренда
• Сможете использовать креативное мышление в работе
• Выполните упражнения по развитию бизнеса и личного бренда
• Освоите новое мировоззрение креативного лидерства
• Поймёте, как правильно использовать обратную связь

Для кого эта книга
Для всех творческих людей.
Для предпринимателей, которым важно создать сильный личный бренд.
Для всех, кто хочет развивать личный бренд.

Цитаты из книги
Творческий брендинг
Всем нам нужен Creative Personal Branding - личный творческий брендинг. Четыре его основных составляющих - содержание, стиль, убеждения и чувство такта.

Работа как марафон
Ваша профессиональная жизнь - как марафон, который постепенно превращается в десятиборье. Поэтому вопрос не в том, чтобы быстро бежать в начале. Вопрос в том, финишируете ли вы, даже если совершенно выбились из сил, и будете ли улыбаться при этом.

Секрет развития
Продуктивность, подстегиваемая страстью, - это цель, в ней скрыт секрет устойчивого развития. Как креативный лидер вы должны брать на себя ответственность, принимать решения, основываясь на своих ценностях, для того чтобы сделать изменения возможными.

Планирование
Планирование - это своего рода танец, вызывающий дождь. Возможно, он и не вызовет осадков, но вы совершенно точно станете более искусным танцором.

Что такое бренд
Множество людей считает, что бренд - продукт, но это не так. Брендинг - не известность и не конкретная вещь. Это скорее метафора сложного явления: история, значение, идентичность. То, что определяет бренд: его индивидуальность.

Это эффективно
Одно можно сказать точно: любите вы брендинг или ненавидите, но это одна из самых эффективных стратегий продвижения бизнес-идеи на рынках с высокой конкуренцией. Вспомните о следующих долгоиграющих идеях брендов: Swatch, Victoria’s Secret, Paul Smith.

...

Цена:
519 руб

Стивен Силбигер МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира The Ten-Day MBA: A Step-by-Step Guide to Mastering the Skills Taught in Americas Top Business Schools
МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира
Цитата
"Книга "MBA за 10 дней" за столько же дней покорила мир благодаря дару Силбигера излагать самые сложные понятия ясно и занимательно".

Роберт Брунер, декан Дарденской бизнес-школы при Университете Виргинии

О чем книга
В этой книге вы найдете квинтэссенцию знаний, необходимых руководителям и менеджерам для эффективного управления бизнесом. Это книга для тех, кто ценит свое время и деньги. Всего за 10 дней вы изучите 10 ключевых тем, входящих в программу любой уважающей себя бизнес-школы: маркетинг, корпоративную этику, бухгалтерский учет, организационное поведение, количественный анализ, финансы, операционное управление, экономику, стратегию, юридические вопросы; а еще пройдете несколько мини-курсов по переговорам, публичным выступлениям, лидерству и т.п.
В результате вы научитесь:
  • разбираться в финансовой документации;
  • составлять и осуществлять маркетинговый план;
  • строить отношения с коллегами и начальником;
  • развивать корпоративную стратегию;
  • говорить на языке MBA и к месту употреблять такие аббревиатуры, как NPV и EBITDA;
  • жонглировать акциями, облигациями, опционами и инвестициями;
  • истолковывать тонкости делового права и многое-многое другое - все зависит только от вашего усердия.

    Почему книга достойна прочтения
  • Это одно из самых полных и авторитетных пособий по получению MBA в домашних условиях, международный бестселлер, выдержавший четыре переиздания;
  • автор не только досконально разбирается в том, о чем пишет, но и имеет смелость писать с юмором и самоиронией, так что даже самые сложные и занудные темы в его изложении прекрасно воспринимаются;
  • прочитав эту книгу, вы получите максимум применимых на практике знаний за минимум времени.

    Кто автор
    Стивен Силбигер, получивший MBA в Дарденской школе бизнеса, занимает должность директора по маркетингу в Plimouth Direct.

    Ключевые понятия
    MBA, бизнес-образование, менеджмент, маркетинг, финансы.

    Особенности оформления книги
    Твердый переплет, закладка-ляссе....

  • Цена:
    699 руб

    Карл Сьюэлл и Пол Браун Клиенты на всю жизнь Customers for Life
    Клиенты на всю жизнь
    Карл Сьюэлл - успешный бизнесмен, которому удалось поднять продажи до невиданных высот благодаря привлечению и удержанию покупателей.
    Его книга являет собой практическое руководство по работе с клиентами (а попутно и по организации работы предприятия, маркетингу и мерчендайзингу). Сьюэлл рекомендует всем делать ставку на постоянных клиентов, поскольку настрой на разовые продажи делает бизнес неустойчивым. И убедительно доказывает: чтобы удержать клиента, необходимо пересмотреть свои взгляды не только на обслуживание как таковое, но и на организацию работы, оплату труда, чистоту помещений, дизайн ландшафта и многие другие мелочи.

    Книга будет полезна как тем, кто только начинает свой бизнес, так и тем, кто ищет пути его дальнейшего расширения....

    Цена:
    649 руб

    Майкл Марн, Эрик Рёгнер, Крейг Завада Ценовое преимущество. Сколько должен стоить ваш товар? The Price Advantage
    Ценовое преимущество. Сколько должен стоить ваш товар?
    Цитата
    "Вы должны понимать, как потребители сравнивают ваши цены с ценами конкурентов, и создавать архитектуру ценообразования, позволяющую потребителям воспринимать ваши цены позитивно."

    Майкл Марн, Эрик Рёгнер, Крейг Завада


    О чем книга
    О борьбе за ценовое преимущество. О тяжком труде эффективного ценообразования, который в конечном итоге с лихвой окупается.

    Почему книга достойна прочтения
  • Почему компаниям стоит добиваться этого редкого и ценного преимущества?
  • Специальные вопросы ценообразования.
  • Функциональные информационные системы как залог успешного ценообразования: как внедрить.
  • Цена - подходящий инструмент? Как "подрезать" клиента.
  • Дизайн ценовой архитектуры как фактор восприятия цены.

    Для кого эта книга
    Для руководителей бизнеса.

    Кто авторы
    Майкл Марн - партнер компании McKinsey, один из консультантов Института ценообразования. Председательствовал на ежегодных конференциях по ценообразованию в США в 1992, 1993, 1996 и 2001 гг. Является автором ряда статей по вопросам ценообразования. Имеет степень магистра по операционным исследованиям.

    Эрик Рёгнер - партнер компании McKinsey. Имеет объединенную степень магистра университета Западного резервного района и Школы менеджмента в Роттердаме. Он также имеет степень инженера-механика и авиастроителя Принстонского университета. Автор множества публикаций. Работает с клиентами на всех основных рынках по широкому кругу вопросов ценообразования и маркетинга.

    Крейг Завада - партнер компании McKinsey. имеет опыт работы с целым рядом B2B-решений и в сфере потребительских товаров. Обладатель степени бакалавра и магистра делового администрирования бизнес-школы Шулича Йоркского университета в Онтарио.

    Ключевые понятия
    Менеджмент; рыночные стратегии; слияния и поглощения; финансы; маркетинг.

    Особенности оформления книги
    Твердый переплет; диаграммы, графики и таблицы в дополнение к тексту....

  • Цена:
    509 руб

    2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования