Справочник «Маркетинг»
Миф как инструмент построения брэнда

Миф как инструмент построения брэнда

Автор: Эльнара Дадашева
Источник: Fashion Consulting Group

 

На вопрос "Что такое брэнд?" можно получить самые разные ответы: кто-то скажет, что это засилье очередного американского вульгаризма в красивый и богатый русский язык, кто-то подумает о Версаче, а кто-то о надписи на банке с пивом. Ето верно и неверно одновременно. Термин "брэнд" действительно одно из многих заимствованных иностранных слов в нашем лексиконе. Его появление связано с агрессивной оккупацией отечественного рынка товарами в красивых упаковках после времен убого-серого тотального дефицита. Наша страна слишком быстро оказалась захвачена сложной системой рыночных отношений. Так быстро, что успеть сориентироваться в понятийном аппарате мы еще не успели.


Возможно первое, известное человечеству использование брэнда практиковалось еще в Древнем Египте, когда ремесленники ставили свое тавро на изготовленные кирпичи для идентификации впоследствии создателя каждого кирпичика. Однако настоящий расцвет концепции брэндинга пришелся на вторую половину прошлого века, и связано это было с достаточно объективными причинами - появлением на рынке огромного количества идентичных товаров. Научно-технический прогресс, оказал значительное влияние на мировое сообщество. Каждый день мы сталкиваемся со множеством похожих и технически сложных приспособлений и у нас с Вами просто нет физической возможности перечитать все аннотации, показания к применению и так далее.

 

В этой ситуации брэнд значительно упрощает процесс покупки, присваивая каждому товару ярлычки "дорого, но престижно", "молодым и раскрепощенным", "экономично и недорого" и так далее. Ведь любой товар при появлении на рынке создает о себе некое впечатление. Оно появляется неизбежно, как только потребитель узнает о новом товаре. Стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу компании, так как покупатели могут сразу н сориентироваться в достоинствах товара, не оценить преимуществ и преувеличить имеющиеся недостатки. Управляемый же брэнд напротив, выставляет напоказ все достоинства товара, выделяет его из общей массы товаров и услуг. Сегодня мы окружены огромным количеством технически сложных приспособлений, разобраться в характеристиках которых подчас просто невозможно. Именно в этой ситуации на помощь потребителю приходит брэнд - ведь он выделяет из всех характеристик товара те, которые важны для потребителя.

 

На практике часто встречаешься с тем, что между терминами брэнд и торговый знак пытаются ставить знак равенства, полагая, что брэнд - это буквальный перевод с английского языка понятия товарный знак. Такой подход не совсем верен и вот почему. Основная функция товарного знака - идентификация товара или услуги. В соответствии со ст.1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарным знаком считается "обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц". А вот брэнд, по словам иерарха рекламного бизнеса, Дэвида Огилви, - это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Брэнд , продолжает г-н Огилви, является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании брэнда. Последователи Огилви - сотрудники агентсва Ogilvy & Mather раскрывают определение брэнда более подробно: "Брэнд - это то, что потребители чувствуют по отношению к продукту; это привязанность к нему, доверие и преданность, которые они испытывают к нему. Таким образом, можно смело утверждать, что товарный знак - понятие юридическое, официальное, в то время как брэнд существует только в сознании потребителей.


Механизм создания конкурентоспособного брэнда очень сложен и включает следующие этапы:

- позиционирование
- создание компонентов брэнда
- продвижение брэнда,
- управление брэндом.


Очень часто создание брэнда поручают фирме-профессионалу в этой области. Так контракт только на создание имени корпорации может стоить до 100000 долларов.

 

В современной маркетинговой практике невозможно представить анализ брэнда без учета его позиционирования, которое обычно определяется специалистами как место брэнда в ряду конкурентов на рынке. Поэтом начало работы над любым брэндом - его позиционирование на рынке. Позиционирование проводится как по отношению к конкурирующим товарам, так и к своим собственным. Как правило, брэнд-менеджеры опираются в своем анализе на результаты количественных исследований. Однако, следует заметить, что такой подход оправдывает себя только тогда, когда используется количественная информация из постоянных интегрированных баз данных или волновых исследований конкретного сегмента рынка - тогда можно аккуратно отследить динамику развития конкурентной среды. Но, тем не менее, такая информация никогда не позволит определить потребительские приоритеты относительно конкурентного товара. За раками количественных исследований остается самый главный вопрос - в чем же состоит эксклюзивный мотивационный атрибут, оправдывающий отношение именно к этому брэнду.

 

Для определения места товара в ряду конкурентов уже недостаточно информации, пусть даже самой исчерпывающей, об объеме продаж - необходимо понимать, какое место занимает брэнд в сознании потребителя. Для того, чтобы выявить основу для позиционирования конкретного брэнда в сознании потребителей необходимо ответить на 4 вопроса:

Для какой целевой группы предназначен данный продукт?
В данном случае важны не только социально-демографические показатели, но и представления о стиле жизни потребителей, мотивационных предпочтениях, о значимых составляющих быта, которые определяют стилистику восприятия товара.

В чем цель создания данного продукта?
Ответ на этот вопрос позволит определить уникальное торговой предложение товара

Когда и как товар будет использован потребителями?

На какую нишу может претендовать данный продукт
Этот вопрос позволяет выявить основных конкурентов,

Удачное позиционирование позволяет не только определить место своего товара на рынке но и предоставить ему дополнительное конкурентное преимущество. Но, однако, нельзя забывать о мировой статистике, которая свидетельствует, о том, что на мировом рынке 17 из 20 новых брэндов терпят фиаско. Происходит это потому, что рекламодатели стремясь к экономии каждой копейки создают "универсальные берэнды" для всех потребителей, не дифференцируя их на сегменты. Отсутствие четко определенного уникального торгового предложения лишает брэнд индивидуальности, что в конечном итоге, не может удовлетворить взыскательного современного потребителя.

Определение стратегии брэнда - следующий этап после позиционирования. Сстратегия определяет те пути, по которым будут использоваться ресурсы организации для создания ценности будущего брэнда.


Стратегия включает в себя следующие элементы:
Формулировка обещания преимуществ от использования товара для целевой аудитории
Поиск доказательства, убеждающего, что это предложение - стоящее
Определение впечатления, котрое должно сложиться у целевой аудитории

Стратегия брэнда определяет также с помощью каких маркетинговых инструментов вышеперечисленные пункты могут быть реализованы - то есть то, как товар сделан, назван, классифицирован, упакован, выставлен и рекламирован. Преимущества, которые обещают создатели брэнда - и есть основная идея, которая заложена в качестве основной в будущей рекламной кампании.

 

При создании компонентов брэнда очень часто обращаются к помощи профессионалов в этой области, ведь создание каждого элемента требует специальных навыков - так, для создания графического изображения необходим профессиональный дизайнер, владеющий законами композиции и в совершенстве знающий психологию восприятия цвета. Для создания звукового символа - требуется специалист по звуку. Классическая музыка, например, создает общее ощущение стабильности и надежности, а определенный музыкальный стиль - например, хард-рок позволит адресовать послание определенной аудитории, например, тинэйджерам. Среди всех компонентов брэнда название имеет самое большое значение.

 

Классик и гуру маркетинга Филипп Котлер сказал примерно следующее: Если Вы не брэнд - Вы не существуете. Кто же вы тогда? Вы просто товар, имеющий свою цену. На самом деле, эти слова, произнесенные незадолго до конца прошлого столетия становятся все актуальней буквально с каждым днем Мы живем в условиях острейшей межфирменной конкуренции. Наладить производство просто качественного товара уже недостаточно, конкурентные баталии наиболее остры между идентичными товарами. Современный производитель борется уже не за кошелек потребителя, а за его эмоциональную привязанность к своему продукту. Как добиться этой эмоциональной привязанности? Как достичь эффекта, когда одно только наименование брэнда рождает не только набор ассоциаций и ожиданий, связанный с данным брэндом, но и желание платить за имя брэнда? Давайте проведем нехитрый эксперимент, и на обычный деревянный стол из университетской аудитории аккуратно наклеим лого Версаче. Потом поставим этот стол в витрину бутика Версаче с ценой раз в 300 превышающей реальную себестоимость этого стола. Как вы думаете, найдется ли желающий заплатить за этот новоявленный брэнд? Наверняка, найдется, и даже не один. Почему?

 

Ответ на этот вопрос может быть темой целого научного исследования, так как инструментов построения конкурентоспособного брэнда немало. Создание модного брэнда - творчество, основанное на глубоком знании рынка. В рамках данной статьи хотелось бы уделить внимание такому важнейшему инструменту в построении модного брэнда как мифологизация его визуального образа.

 

Именно миф, сотканный вокруг модного продукта, привлекает к нему покупателей., как огонек бабочек. Удачно найденный миф - вот основа привлекательности модного брэнда. Хотелось бы сразу оговориться, что миф нельзя оценивать категориями истинности или ложности. В данном контексте речь не о "школьном" восприятии мифа. Предлагаю посмотреть на это понятие сквозь призму философского видения мира. Миф выражает наши потребности, желания и стремления. Человек живет в мифе, ибо основа мифа - жизнь во всем ее многообразии - алогичная и непредсказуемая. Миф абсолютно иррационален, ведь он есть результат эмоций, чувственного восприятия действительности. По большому счету миф - это личная история, живущая внутри каждого из нас.

 

В индустрии моды визуальный образ является самым важным инструментом создания имиджа брэнда, и главным носителем мифа. Визуальный образ оставляет некое впечатление в памяти человека, ведь не зря говорят китайцы - "услышал - забыл, увидел - запомнил". А сочетание сильного, запоминающегося визуального образа и слогана вдвойне эффективно. Приемов мифологизации достаточно много. Визуальная стратегия может быть провокационной, интригующей, нарочито роскошной, апеллирующей к высшим ценностям жизни и т.д.

 

Один из ярких творцов мифа - Calvin Klein (Кельвин Кляйн).Он не просто продает одежду под своим именем, он создает собственное видение современной жизни. Когда он занялся разработкой джинсовой линии, в его рекламном спектакле участвовала молодая актриса Брук Шилдс- обладательница роскошной фигуры и призывного взгляда. Рекламное послание гласило "There is nothing between me and my Calvin`s". Фразу можно было понять двояко. Либо речь идет об отсутствии интимных отношений между Кэльвином и юной Брук, либо это намек на отсутствие нижнего белья на девушке. Этот постер вызвал агрессивный ажиотаж среди пуританских мамаш в Америке. А Кляйн на следующее утро проснулся знаменитым, даже не упомянув ни своей фамилии, ни предоставив никакой информации непосредственно о своем продукте. Пущенная в ход двусмысленная провокация в сочетании со всеми прелестями юной Брук сработала на "ура".

 

На самом деле создать сильный визуальный образ для модного брэнда непросто. Он должен не только отвечать всем законам композиции в построении рекламного объявления, но и нести тот самый миф, создавать настроение, раскрывать эмоциональный потенциал потребителя. Слоган, короткий или длинный, и Visual (визуальный образ) - вот тот набор символов мифа, которые необходимо грамотно внедрить в сознание потребителя. Оставив за рамками технические вопросы семантики и семиотики построения рекламного объявления., рассмотрим несколько примеров рекламных образов, иллюстрирующих эмоциональное восприятие мифов.

 

Любопытно, что современное рекламное мифотворчество не обещает конкретных преимуществ от обладания тем или иным товаром. Визуальные образы представляют нам конкретных персонажей в конкретных ситуациях. Например, Донна Каран позиционирует свою коллекцию DKNY как моду больших мегаполисов. Визуальный образ - будь то преуспевающая женщина на фоне толпы мужчин, или молодой человек в деловом костюме на роликах на проезжей части в центре города - несет посыл экстравагантной уверенности в себе. Это вовсе не значит, что любая женщина, одевшись с ног до головы в Донну Каран станет такой же преуспевающей и востребованной. Отнюдь. Этот постер апеллирует к женщинам, уже состоявшимся в жизни. Потребители Донны Каран прежде всего уверены в себе, успешны и знают, чего хотят от жизни. И именно их вкусы и предпочтения учитывались при дизайне одежды для жизни в крупных городах, в которых, кстати, проживает около половины всего населения мира.

 

Другой ярчайший пример модного мифотворчества - брэнд Версаче. Статус известнейшего брэнда класса люкс требует особенного визуального обещания. Цель рекламных спектаклей - показать свое высочайшее мастерство в тканях, крое, в аксессуарах, продемонстрировать "версачелизм" во всем: от джинсовой линии (которые, кстати, тоже "от кутюр") до умопомрачительных вечерних нарядов. И ни в коем случае не шокировать потребителя такой роскошью - напротив - эта роскошь призвана ласкать взгляд и дарить восторг.

 

Но всегда ли только имени дизайнера достаточно для того, чтобы быть узнаваемым в условиях жесточайшей конкуренции? Не самыми успешными в этом смысле можно назвать привиденные здесь рекламные постеры брэндов Gucci, Izac Mizrahi и Dior. Ведь если убрать имена дизайнеров с постеров, только профессионал определит принадлежность постеров какому-либо из брэндов.. Какой миф, какую историю несут эти визуальные образы? В чем заключается посыл? В том, что брэнд Гуччи - это красивая одежда для красивых людей…Но красивых людей много…. Каков потребительский профиль целевого сегмента? Сколько им лет, каков их статус, консервативны ли они или раскрепощены? Отсутствие послания, сигнала, показывающего знание своего потребителя лишает этот постер индивидуальности, хотя он и снят профессиональными фотографами.

 

Восторг вызывает профессионализм рекламной кампании обуви от Балли. Удивительные фантазии и вариации на тему, как красочна и многогранна жизнь у человека, носящего обувь от Балли. Эта кампания - идеальный пример мифотворчества - когда каждый визуальный образ таит в себе мини-легенду. Отпечаток ступни "от Балли" - везде: в воде - в виде причудливых рыбок, в воздухе - в виде праздничного фейерверка. Невозможно спутать индивидуальный стиль этой кампании ни с какой другой. Отпечаток ступни - визуальная метафора неповторимого брэнда от Балли - обуви, сделанной из высококачественной итальянской кожи. Компания Балли - не одинока в своем философском подходе. Кстати, именно философский подход и апелляция к высшим ценностям жизни - тем, которые связывают одной ниточкой дизайнера и потребителя - еще один инструмент в создании мифа. Растущая группа творцов моды, ориентированных на работу на мировом рынке стремятся создать свой "фан-клуб", позиционируя свои имена сквозь призму философского видения мира. Наиболее яркий представитель - Кензо. В своей визуальной стратегии он обращается к своему японскому происхождению и к убеждению своего народа, что самый великий дизайнер на земле - это ее величество Природа. А визуальные образы призваны представить модные творение Кензо, как вклад в совершенствование мира.

 

Итак, процесс создания брэнда требует не только финансовых вложений, но и огромной фантазии от его создателей, ибо создание модного брэнда - творчество, основанное на глубоком знании рынка. Современная идея визуальных стратегий - апелляция к жизненному опыту своего покупателя, к его ощущениям, переживаниям, так называемый "брэндинг сквозь опыт". Мне это понятно, я чувствую себя так же. Я хочу испытать это, или я уже это испытал - вот эмоции, которые призваны вызвать современные визуальные образы. Установление такого "интимного" контакта с потребителем требует досконального знания своего покупателя, его привычек, жизненных ценностей и приоритетов. Удачно найденный миф и умение заставить потребителя раствориться в нем, достучаться до иррациональных психологических структур - высший пилотаж и победный результат брэндинга.

 

Эльнара Дадашева, специалист компании Fashion Consulting Group

 


просмотров: 1978
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
BUBBLE WRAP® Rolls Small 3/16', Medium 5/16", Large 1/2" Perforated Fast Ship

$46.75
End Date: Sunday Aug-25-2019 23:21:43 PDT
Buy It Now for only: $46.75
|
SHIPPING BOXES - Many Sizes Available

$16.95
End Date: Friday Sep-13-2019 14:58:38 PDT
Buy It Now for only: $16.95
|
Labels 400 Adhesive Blank Shipping Labels 2 Per Sheet 8.5 X 5.5 Premium Quality

$2.74
End Date: Monday Sep-23-2019 9:55:31 PDT
Buy It Now for only: $2.74
|
uni-ball® Signo Gel 207™ Retractable Gel Pens, Medium Point, 0.7 mm, Clear Barre

$49.95
End Date: Monday Sep-9-2019 22:15:59 PDT
Buy It Now for only: $49.95
|
Бизнес Английски Самоучител в диалози Business English, a self study course

$20.99
End Date: Tuesday Sep-17-2019 14:01:14 PDT
Buy It Now for only: $20.99
|
Russian book Бизнес XXI века Роберт Кийосаки Robert Kiyosaki

$60.00
End Date: Thursday Aug-29-2019 6:27:47 PDT
Buy It Now for only: $60.00
|
Женская сумка бизнес класса

$17.99
End Date: Saturday Sep-14-2019 12:45:02 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
Russian book Прежде Чем Начать Свой Бизнес.Роберт Кийосаки Robert Kiyosaki

$8.50
End Date: Friday Sep-6-2019 20:17:44 PDT
Buy It Now for only: $8.50
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Маркетинг
2013 Copyright © TradeDeal.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования